Романовская галерея Зимнего дворца. Гравюры царей и великих князей династии Романовых с миниатюрных портретов Jean Henri Benner из Royal Галерея портретов императорской династии романовых

Романовская галерея Зимнего дворца. Гравюры царей и великих князей династии Романовых с миниатюрных портретов Jean Henri Benner из Royal Галерея портретов императорской династии романовых

November 5th, 2013

В воскресенье в Москве снова была арт-акция - теперь «Ночь искусств». Погода была не очень прогулочная, так что нас больше интересовала ее музейная часть, и эта музейная часть присутствовала. Она выражалась в том, что несколько ведущих музеев работали допоздна, проводили специальные мероприятия, и после шести вечера вход был бесплатный. Мы решили сходить в Исторический музей на выставку «Романовы. Портрет династии».

В центре, несмотря на ноябрьский вечер и моросящий дождик, народу было полно. Эта выставка размещается в Новом комплексе, в здании ближе к гостинице «Москва». В седьмом часу желающих приобщиться к прекрасному набралось вот на такую очередь.

Что интересно, народ преимущественно молодой и сплошь с «гаджетами», может потому что информация шла через Интернет?) Очередь отняла где-то 15-20 минут, я немного поснимала вокруг.

Такая же очередь стояла в главное здание, на котором была анонсирована выставка «Фракийское золото из Болгарии». Слышала, как папа в очереди объяснял ребенку, кто такие фракийцы, вспомнил Рим, гладиаторов и Спартака)) Вот ракурс попараднее, с тенью от Жукова и хвостом его лошади)))

Потихоньку продвигаемся, так что в ту сторону я уже не пошла) Очень много людей гуляет.

Зашли. Выставка оказалась очень интересной. Я в последнее время в основном хожу по музеям изобразительных искусств, так вот - это про другое. Это не выставка живописи, это семейный альбом. Очень большая часть портретов не имеют имени художника, потому что, скажем прямо, в историческом плане они ценнее, чем в художественном) Но это свидетельства современников, реальные лица наших монархов, действительно человеческий портрет семьи во времени.

Хотя самые первые Романовы представлены в виде весьма формальном. Но, что делать, в то время на большее рассчитывать было трудно))


Неизвестный художник. Школа Оружейной палаты. Портрет царя Михаила Федоровича. Портрет царя Алексея Михайловича. Вторая половина 1670-х - первая половина 1680-х.

А вот этот портрет меня искренне изумил. Наталия Кирилловна, мать Петра I. Образ, настолько сросшийся в моем сознании с обликом Тамары Макаровой из «Юности Петра», что я даже не задумывалась, что реальная царица прожила чуть более половины того возраста, в котором Макарова ее играла)) И Петр-то, оказывается - на мать похож!


Неизвестный художник. Портрет царицы Наталии Кирилловны. Первая половина XVIII века.

А батюшка Алексей Михайлович суров и одутловат)))


Неизвестный художник. Школа Оружейной палаты. Портрет царя Алексея Михайловича. Конец 1670-х - начало 1680-х.

Портреты Софьи и Иоанна были, Федора - не помню, а вот тема Петра представлена целой галереей. Здесь Петру немного за 30, и он в парике - непривычный образ)


Готфрид Схалкен. Портрет царя Петра Алексеевича. 1703-1706.

Екатерина I. После образа Аллы Тарасовой надо еще вспомнить, что она была брюнеткой))).


Неизвестный художник. Портрет императрицы Екатерины I. Середина - вторая половина 1720-х.

Вот такой еще Петр, уже сорокапятилетний, зрелый и усталый.


Якоб Хаубракен с оригинала К. де Моора 1717 г. Портет царя Петра Алексеевича. 1718.

На выставке очень много интересных графических работ, но все - под стеклом, через которое, к сожалению, фото получаются только такие. Поэтому их больше помещать не буду, приходите, смотрите сами)

Петра II не сняла, на портрете он довольно утонченно выглядит)

Линия брата и соправителя Петра - Иоанна Алексеевича. Четырнадцатилетняя внучка Иоанна Анна Леопольдовна, племянница Анны Иоанновны. Ее потомству императрица планировала передать престолонаследие, и восемь лет спустя она недолго была регентшей при грудном сыне. Ее ждала печальная судьба, а пока она свежа и очаровательна.


Иоганн Генрих Ведекинд. Портрет принцессы Анны Леопольдовны. 1732.

А вот в отношении венценосной тетушки художники, по-видимому, вынуждены были употреблять все имеющиеся в их время приемы фотошопа))) Правда, модели здесь в районе сорока.


Неизвестный художник. Портрет императрицы Анны Иоанновны. 1730-е.

А вот версия господина Растрелли, батюшки знаменитого архитектора.


Бартоломео Карло Растрелли. Портрет императрицы Анны Иоанновны. 1730-е.

Пишут, что дама была весьма мила и обходительна в общении, правда из страха заговоров залила всю страну кровью… Во второе больше верится.

Елизавета Петровна. По этому портрету видно, что дочь Петра и Екатерины. А еще дама живая, активная и взбалмошная)


Неизвестный художник. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Вторая половина 1740-х - 1750-е.

Внук Петра I, племянник Елизаветы, Петр Федорович, он же Петр III. Это самый миловидный из его портретов. Я понимаю желание Екатерины от него избавиться…


Неизвестный художник. Портрет великого князя Петра Федоровича. Конец 1740-х - 1750-е.

А вот и Екатерина. Мне очень понравился именно этот портрет, в нем чувствуется незаурядная личность. Высокий лоб, волевой подбородок, твердо сжатые губы, открытое лицо в обрамлении вроде бы небрежно уложенной прически - все говорит о привлекательности, уме и сильной воле.


Луи Марен Бонне с оригинала Ж.Л. де Велли. Портрет императрицы Екатерины II. 1765.

А это уже Рокотов. Ее парадный портрет, я здесь приведу центральный фрагмент, ведь мы же не про картины))


Ф.С.Рокотов. Портрет императрицы Екатерины II. Конец 1770-х - 1780-е. Голова императрицы исполнена по портрету 1769 года.

Не знаю, как предыдущий портрет смыкается с этим. Здесь она на бабушку мою похожа))


Г. Сердюков. Портрет императрицы Екатерины II. 1773.

Какие бы слухи не ходили, а Павла Екатерина все же родила от мужа. Мужчинам у них на фактуру хронически не везло, даже в самом свежем возрасте((


Неизвестный художник, мастерская Д.Г.Левицкого. Портрет великого князя Павла Петровича. Конец 1770-х.

А уж в не самом свежем - и подавно…


Неизвестный художник. Портрет императора Павла I. 1798-1799. Восходит к оригиналу Ж.Л.Вуаля 1789 г.

Зато везло на жен. Мария Федоровна, вторая супруга Павла, урожденная София-Доротея Вюртембергская. На момент написания портрета даме сорок лет, в активе десять детей, в том числе два будущих императора, и репутация образцовой жены и благотворительницы. А пережив мужа, она еще держала в ежовых рукавицах всех невесток))


Неизвестный художник. Портрет императрицы Марии Федоровны. Первая половина XIX века. Восходит к оригиналу М.Э.Л. Виже-Лебрен 1799 г.

Александр I, прозванный «загадочный сфинксом», блестяще образованный красавец, воспитанный бабушкой Екатериной для наследования трона в обход отца Павла. Внешне, к счастью - в мать и бабку)


Жан-Лоран Монье. Портрет императора Александра I. 1806.

Елизавета Алексеевна, урожденная Луиза Мария Августа Баденская, имела все шансы еще больше украсить потомство монаршей династии. Утонченная красавица во всех источниках. Но «что-то пошло не так», отношения этой четы не сложились. Фактически вторая семья у Александра, у Елизаветы - два недолгих романа и две дочери, отцовство которых даже не приписывали императору, умершие в младенчестве. И неожиданное сближение незадолго до смерти, и уход с интервалом менее чем в полгода, и слухи о том, что супруги избрали отшельничество и так ушли от мира… Странная пара…


Неизвестный художник. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. 1820-е. Портрет восходит к оригиналу Я.Орта 1800-1801 гг.

А между тем, в центре экспозиции, под раскидистым генеалогическим деревом …

… в честь Ночи искусств, сотрудница музея рассказывала о приходе к власти Романовых. Как я потом увидела, она представляла свою книгу «Бояре Романовы».

Часть народу внимала перманентно, часть, как мы, продвигалась по выставке, периодически прислушиваясь. Я четко уловила, что эта выставка - уникальная, так тематически эти экспонаты не подбирались и никогда раньше не демонстрировались.

Так мы переместились в зал, посвященный Николаю I и его семье. Я здесь показываю только правивших монархов, но на самом деле в каждом зале еще множество изображений других членов царской семьи - братьев, сестер, детей, если со всеми разбираться - это серьезная, хоть и интересная работа).

Итак, Николай. Несмотря на наличие портретов, он мне больше всего понравился вот в таком виде)


Х.Д. Раух, мастерская (?). Портрет императора Николая I. 1820- 1830-е. Восходит к оригиналу 1821 г.

Его супруга, Александра Федоровна, урожденная Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская, тоже в «костюме». Удивительно, насколько ее внешность диссонирует со стилем «а-ля-рюс». Оказывается, это не маскарад, а официальный дресс-код, введенный указом Николая в 1834 году и обязательный для ношения при дворе в торжественных случаях. Кокошник метровый, зато брак счастливый)) Девять детей.


Франц Крюгер. Портрет императрицы Александры Федоровны. 1852—1857. Авторское повторение портрета, сделанного в середине 1830-х гг.

Следующая императорская чета: Александр II и Мария Александровна. Он, похоже, тоже в мать) Хотя уже настало время фотографий. Они добавляются в экспозиции к живописным портретам, стремительно приближая ту реальность к нашему дню. Но я пойду по портретам.


И. А. Тюрин. Портрет императора Александра II. Вторая половина 1860-х.

Она. Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессен-Дармштадтская. Уф…Чтобы в полной мере осознать, каким рынком невест была еще не объединенная Германия, надо переписать девичьи имена нескольких подряд императриц))) Причем, в любой европейской стране))) Брак по любви, восемь детей, потом фактически вторая семья с Екатериной Долгоруковой, ослабление здоровья, в итоге - умерла раньше мужа, который тоже ушел безвременно от рук террориста.
Платье красивое…


Т.А. Нефф. Портрет императрицы Марии Александровны. 1864. Восходит к оригиналу Ф.К. Винтерхальтера 1857 г.

Александра III привычнее видеть с окладистой бородой, довольно неэстетичной по нынешним временам. А вот портрет его двадцатилетнего, без нее)) Очень привлекательный молодой человек) Положительный, основательный правитель, примерный семьянин.


И.А. Тюрин. Портрет цесаревича Александра Александровича. 1865.

Императрица Мария Федоровна, в девичестве Мария София Фредерика Дагмара Датская. Невеста старшего брата Александра, Николая, умершего до свадьбы, и приглянувшаяся Александру при таких трагических обстоятельствах. Счастливый и прочный союз, не запятнанный изменами, шесть детей. Которых уничтожила или разметала по миру революция… Она до всего этого дожила.

Продолжаю публикацию портретов из Романовской галереи Зимнего дворца по описи Д. Ровинского. Список использованной литературы находится в первой части. Еще раз хочу напомнить, что все поправки, дополнения и исправления только приветствуются.
1 часть:
http://baronet65.livejournal.com/56542.html

17. Царевич Алексей Петрович (1690-1718)
Сын царя Петра I.

№5360 размер: 18х13,5
Копия середины 19 века с прижизненного портрета работы Таннауэра (оригинал находится в Эрмитаже).
Гатчинский дворец-музей.

18. Царевна Шарлотта-София (1694-1715)
принцесса Брауншвейг-Люнебургская, с упруга царевича Алексея Петровича,

№4385 размер: 17,75х14,15
Прижизненный портрет работы неизвестного художника. Барон Кене считал его работой Таннауэра. Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.
Местонахождение неизвестно.

№5359 размер: 18х13,5.
Копия середины 19 века с прижизненного портрета работы неизвестного художника.

19. Царевна Анна Петровна (1708-1728)
Дочь царя Петра I, герцогиня Гольштейн-Готторпская.

№4383 размер: 15х12
Прижизненный портрет, написанный около 1716 г. В настоящее время считается работой И. Никитина.

№5388 размер: 18х14,5
Копия середины 19 века с прижизненного портрета работы Л.Каравака.
Государственный Русский музей. СПб

Царевны Анна Петровна и Елизавета Петровна , дочери царя Петра I.

№6690 размер: 22х16
Портрет работы Л.Каравака.
Государственный Русский музей. СПб

20. Царевич Петр Петрович (1715-1719)
Сын царя Петра I.

№6690 размер: 22х16
Копия работы Н.Тютрюмова середины 19 века с прижизненного портрета работы Л.Каравака.
Государственный Русский музей. СПб

21. Царевна Наталья Петровна (1718-1725)
Дочь царя Петра I.

№5358 размер: 21,5х16
Копия работы В.Бовина середины 19 века с прижизненного портрета работы Л.Каравака.
Государственный Русский музей. СПб

22. Император Петр II Алексеевич (1715-1730).
Сын царевича Алексея Петровича, внук царя Петра I.

№5361 размер: 58,75х46
Прижизненный портрет работы Люддена или Каравака. С него была сделана знаменитая гравюра Вортмана. Изображение даю по книге «300 лет дома Романовых» изд. Лапина 1913 г.
Местонахождение неизвестно.

№5357 размер: 18х14,5
Прижизненный портрет работы Люддена ок 1728 г.
Государственный Русский музей. СПб

23. Царевна Екатерина Иоанновна (1691-1733).
дочь царя Ивана Алексеевича, герцогиня Мекленбург-Шверинская.

№ 5345 размер: 21,5x16
Копия середины 19 века с прижизненного изображения царевны.
Государственный Русский музей. СПб

24. Царевна Прасковья Иоанновна (1794-1731).
дочь царя Ивана Алексеевича

№ 5347 размер: 21,6x16,5
Копия середины 19 века с неизвестного прижизненного изображения царевны. Ровинский считал, что на этом портрете изображена Екатерина I. Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.
Местонахождение неизвестно.

25. Императрица Анна Иоанновна (1693-1740).
дочь царя Ивана Алексеевича, герцогиня Курляндская.

№5346 размер: 21,35х16
Один из вариантов портрета императрицы работы Каравака, либо копия с него. С него была сделана гравюра Эллигера.
Государственный Русский музей. СПб

№5362 размер: 58,75х46
Измененная копия конца 18 века Г. Бухгольца с оригинального прижизненного портрета работы Л.Каравака. (оригинал находится в Третьяковской галерее).
Большой Петергофский дворец.

26. Правительница Анна Леопольдовна (1720-1748)
Принцесса Мекленбург-Шверинская, дочь царевны Екатерины Иоанновны, внучка царя Ивана Алексеевича.

№6865 размер: 27,5х22,5
Прижизненный портрет (предположительно работы Каравака.)
Государственный Русский музей. СПб

27. Император Иоанн Антонович (1740-1764).
Сын правительницы Анны Леопольдовны.

№5333 размер: 17,5х14,5
Портрет неизвестного художника 18 века, скорее всего прижизненный.
Государственный Эрмитаж. СПб

28. Императрица Елизавета Петровна (1709-1761)
Дочь царя Петра I.

№6192 размер: 23х16.
Портрет работы неизвестного художника (барон Кене считал, что на портрете Елизавете 16 лет).Ровинский что на этом портрете - великая княгиня Наталья Алексеевна (первая супруга Павла I). Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.
Местонахождение неизвестно.

№6244 размер: 9х6,25
Найти точное изображение мне не удалось. Есть только его описание у барона Кене: «картина, поднесенная Его Императорскому величеству князем Александром Лобановым-Ростовским, представляет царевну в платье из серебрянной парчи с золотыми разводами, в мантии из голубого бархата, подбитой горностаем, и со знаками ордена св. Екатерины через плечо».
Похожие на это описание портреты есть в Стокгольмском музее (Швеция), Кадриоргском музее (Эстония) и в музее Кусково (где находилось много копий портретов из Романовской галереи). Однако, эти картины значительно большего размера.
Изображение - портрет царевны Елизаветы Петровны из музея Кусково.
Местонахождение неизвестно.

№4382 размер: 15х12.
Точно идентифицировать этот портрет пока не удалось. Есть информация, что это портрет Елизаветы в мужском костюме 1745 г., считающийся работой Каравака (примерно подходящий по размеру). Есть еще один вариант этого же портрета, который находится в ГРМ. Буду рад любой информации на эту тему.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

№5366 размер: 14,5х10,5 .
Портрет работы придворного художника Г. Гроота 1748 г. Есть копия этого портрета, которая находится в ГРМ.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

№5363 размер: 59х46 .
Портрет работы французского художника Ж. Токе 1758 г.
Государственный Эрмитаж. СПб.

29. Император Петр III Федорович (1728-1762).
Сын царевны Анны Петровны, внук царя Петра I.

№5383 размер: 36,25х26,5
Портрет работы Г.Гроота (либо его копия), парный к портрету Екатерины Алексеевны (№5384). Изображение даю по книге «Государи из дома Романовых. 1613 - 1913. Жизнеописания царствовавших государей и очерки их царствований». Том 1 М. Сытинское издание. 1913 г.
Местонахождение неизвестно.

№5385 размер: 13,5х11,5
Портрет работы Г.Гроота 1748 г.
Государственный Русский музей. СПб

№5364 размер: 58,75х46.
Портрет работы А.Антропова, который написал несколько портретов императора. Копия этого портрета находилась в Сенате.
Государственный Русский музей. СПб

Великий князь Петр Федорович и его супруга великая княгиня Екатерина Алексеевна .

№6695 размеры отсутствуют.
Свадебный портрет работы Г. Грота 1745 г.
Государственный Русский музей. СПб

30. Императрица Екатерина II Алексеевна (1729-1762).
Принцесса Ангальт-Цербстская, супруга императора Петра III.

№5384 размер: 36,5х26,5
Портрет работы Г.Гроота (либо его копия), парный к портрету Петра Федоровича (№5383).
Государственный Русский музей. СПб

№5380 размеры отсутствуют.
Конный портрет работы В.Эриксена 1762 г. Есть копии этого портрета - в Большом дворце Петергофа, ГРМ и в Оружейной палате Московского Кремля.
Государственный Эрмитаж. СПб.

№5365 размер: 58,75х45,5
Портрет работы В.Эриксена 1762 г. Есть два повторения этого портрета меньшего размера, один в ГРМ, другой в Китайском дворце (Ораниенбауме).
Государственный Эрмитаж. СПб.

№5434 размер: 16,25х12,25
Портрет работы В.Эриксена 1779 г. Уменьшенная копия портрета (№5365).

№5369 размер: 16х13,75
Портрет работы В.Эриксена 1769 г.
Государственный Эрмитаж. СПб.

№5368 размер: 16х13,75
Портрет работы П.Шибанова, который писал императрицу с натуры, во время ее пребывания в Киеве в 1787 г, во время рутешествия в Крым. С него была сделана гравюра Эллигера.
Государственный Русский музей. СПб

№5370 размер: 13,5х11,25
Портрет работы И.Лампи 1793 г. (эскиз большого портрета из Эрмитажа, который ранее тоже находился в Романовской галерее). Изображена с аллегорическими фигурами Сатурна и Истории.
Государственный Русский музей. СПб.


400 лет назад Россия выбрала себе царя. 21 февраля (3 марта по новому стилю) 1613 г. Земским собором был избран на царствование Михаил Фёдорович Романов - первый представитель династии, правившей Россией более трёх столетий. Это событие положило конец ужасам Смутного времени. Но чем оказалась для нашей страны сама эпоха Романовых?…

Корни рода

Род Романовых имеет древнее происхождение и пошел от московского боярина времен Ивана Калиты Андрея Кобылы. Сыновья Андрея Кобылы стали основателями многих боярских и дворянских родов, в том числе Шереметевых, Коновницыных, Колычевых, Ладыгиных, Яковлевых, Боборыкиных и др.
Романовы же пошли от сына Кобылы Федора Кошки. Его потомки сначала назывались Кошкиными, потом Кошкиными-Захарьиными, а затем Захарьиными.

Анастасия Романовна Захарьина была первой женой Ивана IV Грозного. Она одна умела усмирять нрав Ивана Грозного, и после того, как ее отравили и она умерла в возрасте 30 лет, Грозный сравнивал с Анастасией каждую следующую свою жену.

Брат Анастасии, боярин Никита Романович Захарьин стал называться Романовым по имени своего отца Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина.

Так вот, первый русский царь из рода Романовых Михаил Романов был сыном боярина Федора Никитича Романова и боярыни Ксении Ивановны Романовой.

Царь Михаил Федорович Романов (1596-1645) - первый русский царь из династии Романовых.

Воцарение Романовых: версии

Так как Романовы, благодаря браку Анастасии, были связаны родственными отношениями с династией Рюриковичей, во времена правления Бориса Годунова они подверглись опале. Отец и мать Михаила были насильно пострижены в монахи. Он сам и все его родные были сосланы в Сибирь, однако впоследствии были возвращены.

После окончания Смутного времени в 1613 году Земский собор избрал Михаила Федоровича новым государем. Тогда ему было всего 16 лет. Кроме него на престол претендовали польский королевич Владислав (будущий Владислав IV), шведский королевич Карл Филипп, а также представители многих знатных боярских родов.

В то же время Мстиславские и Куракины сотрудничали с поляками во время Смуты, Годуновы и Шуйские были родственниками недавно свергнутых правителей. Представитель рода Воротынских член «Семибоярщины» Иван Воротынский, по официальной версии, подал самоотвод.

По одной из версий, кандидатура Михаила Романова считалась компромиссной, кроме того, род Романовых не так запятнал себя в Смутное время, как другие знатные роды. Однако этой версии придерживаются не все историки – они считают, что кандидатура Михаила Романова была навязана Земскому собору, да и собор не представлял в то время все русские земли, а на ход заседаний оказали большое влияние казачьи войска.

Тем не менее, Михаил Романов был избран на царство и стал Михаилом I Федоровичем. Он прожил 49 лет, за годы его правления (1613 – 1645) царю удалось добиться преодоления последствий Смутного времени, восстановить централизованную власть в стране. Были присоединены новые территории на востоке, а также заключен мир с Польшей, в результате которого польский король перестал претендовать на русский престол.

Цифры и факты

Большинство русских царей и императоров из династии Романовых прожили достаточно короткую жизнь. Больше 50 лет прожили только Петр I, Елизавета I Петровна, Николай I и Николай II, а больше 60 лет - Екатерина II и Александр II. До 70 лет не дожил никто

Петр I Великий.

Екатерина II прожила самую долгую жизнь и скончалась в возрасте 67 лет. При этом она по рождению не принадлежала к династии Романовых, а была немкой. Меньше всех прожил Петр II – он умер в 14 лет.

Прямая линия наследования престола у Романовых пресеклась еще в XVIII веке, все российские императоры начиная с Петра III принадлежали к Гольштейн-Готторп-Романовской династии. Гольштейн-Готторпы были немецкой герцогской династией и в определенный момент истории породнились с Романовыми.

Дольше всех (34 года) страной правила Екатерина II 34 года. Меньше всех правил Петр III – 6 месяцев.

Иван VI (Иоанн Антонович) был младенцем на престоле. Он стал императором, когда ему было всего 2 месяца и 5 дней, вместо него правили его регенты.

Больше всего самозванцев выдавали себя за Петра III. После того, как он был свергнут, он умер при невыясненных обстоятельствах. Самым известным самозванцем считается Емельян Пугачев, который возглавил в 1773-1775 годах крестьянскую войну.

Из всех правителей больше всего либеральных реформ проводил Александр II, и в то же время на него было совершено больше всего покушений. После серии неудачных покушений террористам все-таки удалось убить царя – он погиб от взрыва бомбы, которую народовольцы бросили ему в ноги на набережной Екатерининского канала в Петербурге.

Расстрелянный большевиками последний император Николай II, а также его жена и дети были причислены Русской православной церковью к лику святых как страстотерпцы.

Династия Романовых в лицах

Михаил I Федорович
Первый русский царь из династии Романовых
Годы жизни: 1596 – 1645 (49 лет)
Годы правления: 1613 – 1645


преодоление последствий Смутного времени; восстановление централизованной
власти в стране; присоединение новых территорий на востоке; мир с Польшей, в
результате которого польский король перестал претендовать на русский престол.


Алексей I Михайлович
Сын Федора Михайловича. За отсутствие больших потрясений в стране в годы его
правления был назван Тишайшим
Годы жизни: 1629 – 1676 (46 лет)
Годы правления: 1645 – 1676
Достижения и государственные инициативы:
военная реформа; новый свод законов – Соборное уложение 1649 года; церковная
реформа патриарха Никона, которая вызвала раскол церкви.


Федор III Алексеевич
Сын Алексея Михайловича. Имел слабое здоровье, отчего рано умер
Годы жизни: 1661 – 1682 (20 лет)
Годы правления: 1676 – 1682

Достижения и государственные инициативы:
перепись населения страны 1678 года; отмена местничества - распределения
служебных мест с учетом происхождения и служебного положения предков; введение
подворного обложения прямыми налогами; борьба с раскольниками.


Софья Алексеевна
Регент над Иваном V и Петром I, которые оба признавались царями. После
смещения постриглась в монахини
Годы жизни: 1657 – 1704 (46 лет)
Годы правления: 1682 – 1689

Достижения и государственные инициативы:
подписание «Вечного мира» с Польшей, по которому Киев признавался частью
Русского царства; - борьба с раскольниками.


Иван V
Сын Алексея Михайловича и старший брат Петра I. Имел слабое здоровье и не
интересовался государственными делами
Годы жизни: 1666 – 1696 (29 лет)
Годы правления: 1682 – 1696 (соправитель Петр I)


Петр I
Последний русский царь и первый император Российской империи (с 1721 года).
Один из самых известных правителей России, коренным образом изменивший
историческую судьбу страны
Годы жизни: 1672 – 1725 (52 года)
Годы правления: 1682 – 1725

Достижения и государственные инициативы:
масштабные реформы по коренному переустройству государства и общественного
уклада; создание Российской империи; создание Сената – высшего органа
государственной власти, подчинявшегося императору; победа в Северной войне со
Швецией; создание военного флота и регулярной армии; строительство
Санкт-Петербурга и перенос столицы в Петербург из Москвы; распространение
образования, создание светских школ; издание первой в России газеты;
присоединение к России новых территорий.


Екатерина I
Жена Петра I. Принимала мало участия в государственных делах
Годы жизни: 1684 – 1727 (43 года)
Годы правления: 1725 – 1727

Достижения и государственные инициативы:
создание Верховного Тайного Совета, с помощью которого приближенные
императрицы фактически управляли государством; открытие Академии наук, создание
которой было задумано при Петре I.


Петр II
Внук Петра I, последний прямой потомок дома Романовых по мужской линии. В
государственных делах в силу юного возраста участия не принимал и предавался
развлечениям, вместо него правили его приближенные
Годы жизни: 1715 - 1730 (14 лет)
Годы правления: 1727 - 1730


Анна Иоановна
Дочь Ивана V. В годы ее правления процветал фаворитизм.
Годы жизни: 1693 - 1740 (47 лет)
Годы правления: 1730 – 1740

Достижения и государственные инициативы:
роспуск Верховного тайного совета и создание кабинета министров; учреждение
Канцелярии тайных розыскных дел; преобразования в армии: ограничение службы для
дворян 25 годами, создание новых гвардейских полков, учреждение Шляхетского кадетского корпуса.


Иван VI (Иоанн Антонович)
Правнук Ивана V. Был императором во младенчестве при регентстве фаворита Анны
Иоановны Эрнста Бирона и своей матери Анны Леопольдовны, был свергнут, свое
детство и остаток жизни провел в тюрьмах
Годы жизни: 1740 - 1764 (23 года)
Годы правления: 1740 – 1741


Елизавета I Петровна
Дочь Петра I, последняя наследница престола из династии Романовых по
прямой женской линии.
Годы жизни: 1709 - 1761 (52 года)
Годы правления: 1741 – 1761

Достижения и государственные инициативы:
упразднение кабинета министров и восстановление роли Сената; реформа
налогообложения, уничтожение внутренних таможенных пошлин и сборов; расширение прав дворянства; создание первых русских банков; присоединение новых территорий в Средней Азии к России.


Петр III
Внук Петра I и сын его старшей дочери Анны Петровны. Из-за непопулярных мер
во внешней политике и в армии потерял поддержку правящих кругов и вскоре после
восшествия на престол был свергнут собственной женой Екатериной, которая также
приходилась ему троюродной сестрой
Годы жизни: 1728 - 1762 (34 года)
Годы правления: 1761 – 1762

Достижения и государственные инициативы:
упразднение Тайной канцелярии; начало секуляризации церковных земель; издание «Манифеста о вольности дворянства», расширявшего привилегии этого класса; прекращение преследования старообрядцев.


Екатерина II
София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская, дочь
прусского-генерала-фельдмаршала и жена Петра III. Свергла своего мужа через 6
месяцев после того, как он взошел на престол
Годы жизни: 1729 - 1796 (67 лет)
Годы правления: 1762 – 1796

Достижения и государственные инициативы:
губернская реформа, которая определила территориальное устройство страны до
революции 1917 года; максимальное закрепощение крестьянства и ухудшение его
положения; дальнейшее расширение привилегий дворян («Жалованная грамота
дворянству»); присоединение к России новых земель – Крыма, Причерноморья,
части Речи Посполитой; введение бумажных денег – ассигнаций; развитие
образования и науки, в том числе создание Российской академии; возобновление
гонений на старообрядцев; секуляризация церковных земель.

Павел I
Сын Петра III и Екатерины II. Был убит офицерами в результате заговора, о чем
широкой общественности не было известно до начала ХХ века
Годы жизни: 1754 - 1801 (46 лет)
Годы правления: 1796 – 1801

Достижения и государственные инициативы:
улучшение положение крестьянства; создание Государственного казначейства;
отмена части привилегий дворянства, дарованных Екатериной II военная
реформа.


Александр I
Сын Павла I и любимый внук Екатерины II. Именно в годы его правления Россия
победила в Отечественной войне 1812 года с Наполеоном
Годы жизни: 1777 – 1825 (47 лет)
Годы правления: 1801 – 1825

Достижения и государственные инициативы:
восстановления действия «Жалованной грамоты дворянству»; учреждение
министерств вместо коллегий; «Указ о вольных хлебопашцах», благодаря которому
помещики получили право освобождать крестьян; создание военных поселений для
комплектования армии; присоединение новых территорий, в том числе Грузии,
Финляндии, Польши и др.


Николай I
Брат Александра I. Взошел на престол после отречения второго своего старшего
брата Константина, тогда же произошло восстание декабристов
Годы жизни: 1796 – 1855 (58 лет)
Годы правления: 1825 – 1855

Достижения и государственные инициативы:
подавление восстания декабристов; усиление цензуры; создание Третьего
отделения канцелярии для политического сыска; война на Кавказе; улучшение
положения крестьян – их было запрещено ссылать на каторгу и продавать поодиночке
и без земли; присоединение к России устья Дуная, черноморского побережья Кавказа
и Закавказья; неудачная Крымская война.


Александр II
Сын Николая I, активно проводил политические реформы и был убит в результате
теракта народовольцев
Годы жизни: 1818 – 1881 (62 года)
Годы правления: 1855 – 1881

Достижения и государственные инициативы:
отмена крепостного права в 1861 году; земская реформа - вопросами управления
на местах стали заниматься земства; создание единой системы судов; создание
городских дум в городах; военная реформа и появление новых видов вооружений; присоединение к империи Средней Азии, Северного Кавказа, Дальнего Востока; продажа Аляски США.


Александр III
Сын Александра II. После убийства своего отца свел на нет многие его
либеральные реформы
Годы жизни: 1845 – 1894 (49 лет)
Годы правления: 1881 – 1894

Достижения и государственные инициативы:
сворачивание многих реформ в области местного самоуправления, судебной
системы, образования; усиление надзора за крестьянами; бурный рост
промышленности; ограничение фабричной работы малолетних и ночного труда
подростков и женщин.


Николай II
Последний русский император, сын Александра III. На время его правление
пришлись все три русские революции, после революции 1917 года отрекся от
престола и был убит большевиками в Екатеринбурге вместе со своей семьей
Годы жизни: 1868 – 1918 (50 лет)
Годы правления: 1894 – 1917

Достижения и государственные инициативы:
всеобщая перепись населения 1897 года; денежная реформа, установившая золотой
стандарт рубля; неудачная русско-японская война; ограничение рабочего времени на
предприятиях; издание Манифеста 17 октября 1905 года, дарующего всему населению
страны основные гражданские права и свободы; создание Государственной думы;
вступление в Первую мировую войну.

Факты и мифы

Самой страшной тайной Романовых была «русская железная маска» - несостоявшийся русский император Иван Антонович. По завещанию бездет­ной Анны Иоанновны (умерла в 1740 г.) её наследником должен был стать сын её племянницы. В годовалом возрасте мальчик был свергнут с престола дочерью Петра I Елизаветой. Иван провёл всю жизнь в заточении и был убит охраной в 1764 г. при попытке освобождения заговорщиками.


Княжна Тараканова - самозванка, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. Находясь в Европе, заявила о претензиях на престол в 1774 г. Была похищена по приказу Екатерины II и привезена в Россию. На следствии не признала вины и не раскрыла своего происхождения. Умерла в заключении в Петропавловской крепости.

Строго говоря, прямая ветвь рода Романовых пресеклась после смерти Елизаветы Петровны в 1761 г. С тех пор династию правильнее называть Гольштейн-Готторп-Романовской. Славянской крови в её представителях практически не было, что не мешало некоторым из них быть глубоко русскими людьми.


Самый подделываемый «бренд» в истории Романовых - свергнутый в 1762 г. император Пётр III. Известно более 40 самозванцев, прикрывавшихся его именем. Самый известный лже-Пётр - Емельян Пугачёв.


По легенде, Александр I не умер в 1825 г. в Таганроге, а инсценировал свою смерть и ещё полвека прожил в Сибири под именем старца Фёдора Кузьмича. Правда это или нет, неизвестно.

Кстати…

После революции 1917 года Российский Император­ский Дом лишился политической власти, но сохранил роль исто­рической институции.

«Статус нынешнего Российского Императорского Дома признаётся всеми современными монаршими Домами. Его глава - Государыня Великая княгиня Мария Владимировна (1953 г. р.), праправнучка императора Александра II.

Её дед Кирилл был двоюродным братом Николая II и возглавил династию после гибели царя, его сына Алексея и родного брата Михаила, - рассказал Кирилл Немирович-Данченко, советник Канцелярии Е.И.В. по взаимодейст­вию с общественными организациями и органами государственной власти РФ. - Второй член Дома - наследник Цесаревич и Великий князь Георгий Михайлович (1981 г. р.), её сын.

Все остальные потомки членов династии в соответствии с династическими законами правами на престол не обладают и к Императорскому Дому не принадлежат (главенство Марии Владимировны оспаривает Николай Романов, сын князя императорской крови Романа Петровича. Он является президентом организации «Объединение рода Романовых». - Ред.). Общее количест­во человек, в чьих жилах течёт кровь Романовых, во всём мире больше 100. Тех, кто по праву носит эту фамилию, - около 15.

Великая княгиня Мария Владимировна и Великий князь Георгий Михайлович

Мария Владимировна проживает в Испании. С 2003 г. на родине династию представляет Канцелярия Российского Императорского Дома, целью деятельности которой является содействие интеграции Дома в общественную жизнь России. Мария Владимировна неоднократно приезжала в Россию, с 1992 г. знакома лично с Владимиром Путиным. После его избрания на пост президента имели место краткие встречи, но какой-либо подробной беседы пока не было.

Великая княгиня и её сын являются гражданами Российской Федерации, декларируют свою полную лояльность Конституции и существующей власти, твёрдо выступают против реституции и верят, что развитие сотрудничества Император­ского Дома с современным государством имеет перспективу».


Алексе́й Миха́йлович Тиша́йший (19 (29) марта 1629 — 29 января (8 февраля) 1676) — второй русский царь из династии Романовых (14 июля 1645 — 29 января 1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии.


Со́фья Алексе́евна (17 сентября 1657 — 3 июля 1704) — царевна, дочь царя Алексея Михайловича, в 1682—1689 годах регент при младших братьях Петре и Иване.


Фёдор III Алексеевич (30 мая (9 июня) 1661 — 27 апреля (7 мая) 1682) — русский царь с 1676 года, из династии Романовых, сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, урождённой Милославской, старший брат царей Ивана V (родной) и Петра I (единокровный)


Иоа́нн (Ива́н) V Алексе́евич (27 августа (6 сентября) 1666, Москва — 29 января (8 февраля) 1696, там же) — русский царь в 1682—1696, из династии Романовых. Сын царя Алексея Михайловича Тишайшего и царицы Марии Ильиничны, урождённой Милославской. Отец Анны Иоанновны, Императрицы Всероссийской.


Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́кий (30 мая 1672 год— 28 января 1725 год) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).
Как представитель династии Романовых, Пётр был провозглашён царём в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. Формальным соправителем Петра был его брат Иван (до своей смерти в 1696 году).


Екатери́на I (искусственное ретроспективно русифицированное имя Ма́рта Самуиловна Скавро́нская, в браке Крузе; после принятия православия Екатери́на Алексе́евна Миха́йлова; 5 апреля 1684 — 6 мая 1727) — российская императрица с 1721 года как супруга царствующего императора, с 1725 года как правящая государыня; вторая жена Петра I Великого, мать императрицы Елизаветы Петровны.


Пётр II Алексе́евич (12 октября 1715, Санкт-Петербург — 19 января 1730, Москва) — российский император, сменивший на престоле Екатерину I.
Внук Петра I, сын царевича Алексея Петровича и немецкой принцессы Софии-Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской, последний представитель рода Романовых по прямой мужской линии.
Вступил на престол 6 (17) мая 1727, когда ему было всего одиннадцать лет, и умер в 14 лет от оспы. Пётр не успел проявить интереса к государственным делам и самостоятельно фактически не правил. Реальная власть в государстве находилась в руках Верховного тайного совета и в особенности фаворитов юного императора, сначала А. Д. Меншикова, после его свержения — Долгоруковых.


А́нна Иоа́нновна (А́нна Ива́новна; 28 января (7 февраля) 1693 — 17 (28) октября 1740) — российская императрица из династии Романовых.
Четвертая дочь царя Ивана V (брата и соправителя царя Петра I) и царицы Прасковьи Фёдоровны. В 1710 году была выдана замуж за герцога Курляндского Фридриха Вильгельма; овдовев через 2,5 месяца после свадьбы, осталась в Курляндии. После смерти Петра II была приглашена в 1730 году на российский престол Верховным тайным советом, как монарх с ограниченными полномочиями в пользу аристократов — «верховников», но, при поддержке дворян, восстановила абсолютизм, распустив Верховный тайный совет. Время её правления позднее получило название «бироновщина» по имени её фаворита Эрнста Бирона.


Елизаве́та I Петро́вна (18 декабря 1709, Коломенское — 25 декабря 1761 , Санкт-Петербург) — российская императрица из династии Романовых с 25 ноября (6 декабря) 1741 года, младшая дочь Петра I и Екатерины I, рождённая за два года до их вступления в брак.


Пётр III Фёдорович (урождённый Карл Пе́тер У́льрих, нем. Karl Peter Ulrich); 21 февраля 1728, Киль — 17 июля 1762, Ропша) — российский император в 1762, первый представитель Гольштейн-Готторпской (Ольденбургской) ветви Романовых на русском престоле. C 1745 года — владетельный герцог Гольштейна.
После полугодового царствования свергнут в результате дворцового переворота, возведшего на престол его жену, Екатерину II, и вскоре лишился жизни.


Екатери́на II Алексе́евна Вели́кая (урождённая Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская, нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg, в православии Екатерина Алексе́евна; 21 апреля 1729, Штеттин, Пруссия — 6 ноября 1796, Зимний дворец, Петербург) — императрица всероссийская с 1762 по 1796 год.
Дочь князя Ангальт-Цербстского, Екатерина пришла к власти в ходе дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного мужа Петра III.


Па́вел Петро́вич (20 сентября 1754, Летний дворец Елизаветы Петровны, Санкт-Петербург — 12 марта 1801, Михайловский замок, Санкт-Петербург) — Император Всероссийский с 6 (17) ноября 1796 года, великий магистр Мальтийского ордена, сын Петра III Фёдоровича и Екатерины II Алексеевны.


Мари́я Фео́доровна; до перехода в православие — София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская (нем. Sophia Marie Dorothea Augusta Luisa von Württemberg; 14 октября 1759, Штеттин — 24 октября 1828, Павловск) — принцесса Вюртембергского дома, вторая супруга российского императора Павла I. Мать императоров Александра I и Николая I.


Алекса́ндр I Павлович (12 (23) декабря 1777, Санкт-Петербург — 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог) — император и самодержец Всероссийский (с 12 (24) марта 1801 года), протектор Мальтийского ордена (с 1801 года), великий князь Финляндский (с 1809 года), царь Польский (с 1815 года), старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны. В официальной дореволюционной историографии именовался Благословенный.


Елизавета Алексеевна (урождённая Луиза Мария Августа Баденская, нем. Louise Marie Auguste von Baden; 13 января 1779, Карлсруэ, Баден — 4 (16) мая 1826, Белёв, Тульская губерния) — российская императрица, супруга императора Александра I.


Великий князь Константи́н Па́влович (27 апреля (8 мая) 1779, Царское Село — 15 (27) июня 1831, Витебск) — российский цесаревич, второй сын Павла I и Марии Фёдоровны, считавшийся до самой смерти старшего брата Александра Павловича наследником русского престола. Генерал-адъютант (первым среди членов Российского императорского дома получил это свитское звание), командир Гвардейского корпуса, генерал-инспектор всей кавалерии.
На протяжении 16 дней, с 27 ноября (9 декабря) по 13 (25 декабря) 1825 г., официальные учреждения в Петербурге и Москве под присягой признавали его Императором и Самодержцем Всероссийским Константином I, хотя по сути он на престол не вступил и не царствовал (см. междуцарствие 1825 года).


А́нна Фёдоровна (урождённая принцесса Юлианна-Генриетта-Ульрика Саксен-Кобург-Заальфельдская; 23 сентября[источник не указан 205 дней] 1781 (по другим данным — 11 (22) сентября 1781 года), Кобург — 15 августа[источник не указан 205 дней] 1860 (по другим данным — 12 (24) августа 1860 года), поместье Эльфенау (ныне в черте Берна), Швейцария) — великая княгиня, супруга цесаревича великого князя Константина Павловича. Была третьей дочерью Франца Фридриха Антона, герцога Саксен-Кобург-Заальфельдского и Августы Рейсс-Эберсдорфской. Леопольд I, король Бельгии был её братом, а королева Виктория и Фердинанд II Португальский — её племянниками.


Великая княжна Мария Павловна (4 (15) февраля 1786, Санкт-Петербург — 11 (23) июня 1859, дворец Бельведер под Веймаром, Тюрингия) — дочь императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, великая герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская, супруга великого герцога Карла Фридриха Саксен-Веймар-Эйзенахского.


Никола́й I Па́влович (25 июня 1796, Царское Село — 18 февраля 1855, Петербург) — император Всероссийский с 14 декабря 1825 по 18 февраля 1855 года, царь Польский и великий князь Финляндский. Третий сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, родной брат императора Александра I, отец императора Александра II.


Алекса́ндра Фёдоровна (урождённая принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская, нем. Friederike Luise Charlotte Wilhelmine von Preußen; 13 июля 1798, Потсдам — 20 октября (1 ноября) 1860, Царское Село) — супруга российского императора Николая I, мать Александра II, императрица российская.


Великая княжна Екатерина Павловна (10 мая 1788 — 9 января 1819) — четвёртая дочь Павла I Петровича и Марии Фёдоровны.
Первый муж Екатерины Павловны (1809—1812) — Петр-Фридрих Ольденбургский, второй (1816—1819) — король Вильгельм Вюртембергский.


Анна Павловна (18 января 1795, Санкт-Петербург — 1 марта 1865, Гаага) — дочь Павла I Петровича и Марии Фёдоровны. Сестра Александра I и Николая I. Королева Нидерландов и великая герцогиня Люксембурга в 1840—1849 годах.


Великий князь Михаи́л Па́влович (28 января 1798, Санкт-Петербург — 28 августа 1849, Варшава) — четвёртый сын Павла I и Марии Фёдоровны, самый младший ребёнок, единственный порфирородный из сыновей Павла I (то есть родившийся в период его правления). Младший брат императоров Александра I и Николая I.

After Benner, Henri (1776-fl.1818) из Royal Collection Queen Elizabeth II.
Беннер, Жан Анри (Анри Беннер (фр. Jean Henri Benner) (1776—1836) — французский живописец-миниатюрист, автор хранящейся в Эрмитаже «Романовской сюиты» — «Собрания 24 портретов императорской фамилии, писанных живописцем Беннером».
Художник: Жан-Анри Беннер (Jean Henri Benner, 1776—1836) Франция. Россия
Гравёр: Андре-Жозеф Мeку (Andre Joseph Mecou, 1771—1837)
Год выпуска: 1817-24
Техника: гравюра на меди
Город: Санкт-Петербург
Издание: "Собрание двадцати четырех портретов Императорской фамилии, писанных живописцем Жаном-Анри Беннером, который получил от Его Императорского Величества позволение выгравировать сии портреты".

В альбом входит 24 портрета, начиная с основателя династии Романовых - царя Михаила Федоровича и, заканчивая портретом Великого князя, будущего императора Николая I.

Гравюры были созданы на основе портретов на эмали вскоре после победы Александра I над Наполеоном.
Они, возможно, являются самыми знаменитыми работами художника-портретиста Беннера, который провел много лет при дворе Александра I в Санкт-Петербурге, где служил придворным живописцем.

Идея создания «Романовской сюиты» принадлежит князю Алексею Борисовичу Лобанову-Ростовскому - бывшему адъютанту Александра I, а впоследствии известному коллекционеру, «пылающему к искусству». Он обратился к французскому художнику Жану Анри Беннеру (1770-1836) - одному из учеников известнейшего миниатюриста - Жана Батиста Изабе. В 1817-1825 годах Беннер работал в России, куда и принес традиции миниатюрного искусства учителя 1810-х годов, создавая преимущественно большие овальные миниатюры на бумаге с использованием техники пунктира. Однако его работы лишены живописного блеска и эффектных внешних атрибутов романтического портрета, свойственных миниатюрам Изабе. Они исполнены довольно сдержано, автор сосредоточен, прежде всего, на подчеркивании высокого социального статуса модели. Не имея звания, художник фактически стал придворным миниатюристом, создав в своих многократных повторениях типы официальных портретов Александра I и членов его семьи.

Беннер принял заказ князя А. Б. Лобанова-Ростовского на создание «Романовской сюиты». Августейшие портреты были выполнены в технике миниатюры на эмали, по оригиналам портретов из романовской галереи Эрмитажа. Это одна из двух галерей Малого Эрмитажа, расположенных по сторонам Висячего сада. После перестройки здания в 1840-е годы здесь разместили портреты представителей династии Романовых, и галерея получила название Романовской.

Затем серия была ещё раз повторена по заказу двора. Одна из них хранилась в «Галерее Петра I», другая - в Гатчинском дворце, в кабинете Александра III. Кроме того, художник получил разрешение на издание по своим оригиналам гравированной сюиты отдельным альбомом, который стал весьма популярным.

В 1817 году с этих эмалей издали гравюры. Над портретами данной «сюиты» в технике гравюры пунктиром работали такие французские мастера-граверы, как Жозеф Мекку (1771-1832), Шарль Жоанно (1733-1825), Ф. Йон, А. Купе. Сведения о граверах «Романовской сюиты» незначительны. Известно, что среди работ Шарля Жоанно отмечаются виньетки с рисунков Дезенна и большой эстамп «Раненый трубач» с картины О. Верне.

Первоначально собрание портретов выходило в издательской картонажной альбомной папке с тесёмками, на верхней крышке которой напечатан заглавный текст: «Собрание двадцати четырех портретов императорской фамилии, писанных живописцем Беннером, который получил от Его Императорского Величества позволение выгравировать с них Портреты. В Санкт-Петербурге у книготорговца С. Флорана. В Москве: в Косметическом магазине Розенштрауха». Известно, что: «При появлении цена этому изданию была объявлена 200 рублей ассигнациями, немного завышенная; распродавалось оно медленно».
Оригиналы, писанные знаменитым французским художником-миниатюристом достославной александровской эпохи Жаном-Анри Беннером (1776-1836) на эмали, находились ранее в галерее Петра I, а второй экземпляр - в Гатчинском дворце.

текст: Алексеева Вера Юрьевна, сотрудник сектора графики

Издание А. Е. Бурцева. Санкт-Петербург: [Худож. хромо-тип. А.К. Вейерман], 1913. Два титульных листа. Текст и портреты в красивой орнаментальной рамке. H=31 см. Издание вышло в 8 выпусках. Выпуски 1-4 изданы под заглавием «Российский царственный дом Романовых»; выпуски 5-8 – «Галерея портретов царствующего Дома Романовых». Нумерация выпусков 5-8 отсутствует. Худ. академик А. Клиндер и др. 99 с. 179 ил. В 2-х марокеновых переплетах эпохи с тиснением золотом на крышках и корешках. Тройной золотой обрез. Экземпляр из библиотеки Царского Села. В комплектном виде большая редкость!

Вып. 1: Российский царственный Дом Романовых. 1913. Михаил Федорович (царь русский; 1596 - 1645). 55 с., л. портр., ил. .

Вып. 2: Российский царственный Дом Романовых. 1913. 1. Михаил Федорович (царь русский; 1596 - 1645) - Портреты. 2. Алексей Михайлович (царь русский; 1629 - 1676) - Портреты. 3. Федор Алексеевич (царь русский; 1661 - 1682 с., л. портр., ил.

Вып. 3: Российский царственный Дом Романовых. 1913. 1. Петр I (император российский; 1672 - 1725) - Портреты. 2. Екатерина I (императрица российская; 1684 - 1727) - Портреты. 3. Петр II (император российский; 1715 - 1730) - c. 57-68, л. портр.

Вып. 4: Российский царственный Дом Романовых. 1913. Анна Ивановна (императрица российская (1693 - 1740); Портреты. 2. Елизавета Петровна (императрица российская; 1709 - 1762) - Портреты. 3. Петр III (император российский; 1728 - 1762) - Портреты. 4. Екатерина II (императрица российская; 1729 - 1796) - c. 69-80, л. портр. .

[Вып. 5]: Галерея портретов царствующего Дома Романовых. . Павел I Петрович (1796-1801). Портреты. 2. Александр I (император российский; 1777 - 1825) - . - c. 81-86, л. портр. - На доп. тит. л. опечатка в дате: (1796-1810) .

[Вып. 6]: Галерея портретов царствующего Дома Романовых. . Император Николай I Павлович, 1825-1855. - . - c. 87-89, л. портр. .

[Вып. 7]: Галерея портретов царствующего Дома Романовых. . Император Александр II Николаевич (1855-1881) . c. 90-93, л. портр.

[Вып. 8]: Галерея портретов царствующего Дома Романовых. . Николай Второй. Император и самодержец всероссийский. . - с., л. портр.

«Галерея портретов Царствующего дома Романовых» была подготовлена к знаменательной для России дате - 300-летию дома Романовых и вышла в 8-ми выпусках. В альбоме последовательно представлены портреты всех членов царственной фамилии, начиная от Михаила Федоровича Романова и заканчивая портретами членов семьи последнего царя этой династии - Николая II. Всего в издании представлено 179 изображений.


Возьмем, к примеру, 5-й выпуск. Данное издание охватывает временной период с 1796 до 1825 г. и содержит портреты императора Павла I, императора Александра I и членов их семейств. Собственно портретная галерея предварена краткими очерками о Павле I и Александре I, в которых также представлены общие сведения о судьбе многочисленных детей императора Павла (император имел 10 детей от второго брака). В очерках информация подается исключительно в положительном ключе, что вполне объяснимо - все же издание юбилейное. Любопытно, к примеру, что причиной смерти императора Павла, который был убит в результате заговора, называют «удар» (как сказали бы сегодня - инсульт). Но все же самое главное в этом издании - сами портреты членов царской семьи, среди которых есть уникальные экземпляры. Редкость некоторых гравюр отмечена в самом издании. В ряду «парадных» изображений со стандартными позами встречаются и такие произведения, как очень теплый семейный портрет Александра I с женой Елизаветой Алексеевной. На одном из портретов изображена первая супруга Павла I Наталья Алексеевна, рано скончавшаяся от родов. Большой интерес представляют изображения детей, например, великих князей Александра Павловича (будущего императора Александра I) и Константина Павловича - малышей лет 4-5, позирующих с саблями и знаменем.


Бурцев, Александр Евгеньевич (1863 - 1938) – русский издатель, коллекционер автографов русских писателей и редких книг, библиограф, банкир, купец первой гильдии, благотворитель и меценат, почетный гражданин Петербурга. Родился в Вологодской губернии в зажиточной крестьянской семье. В 1882 г. переехал в Санкт-Петербург и работал приказчиком в меняльной лавке. Потом устроился на работу в меняльную контору своего старшего брата, где проработал заведующим до 1917 года. Ещё в молодости Александр Евгеньевич увлекся книгами и стал скупать редкие издания. С 1892 по 1893 год путешествовал по русскому Северу, где изучал и записывал фольклор. С 1890-х годов расширяет границы своих интересов как коллекционера и начинает собирать предметы старины, картины со сценами русского быта, рукописи, редкую церковную утварь. С 1896 года начал плодотворную издательскую деятельность, результатом которой стали более двухсот уникальных изданий (этнографические материалы, рукописи, описания редких книг и документов, собрания гравюр и акварелей, и др.). Был редактором нескольких собственных альманахов и журналов («Собиратель: художественно-библиографический журнал», «Мой журнал: для любителей искусства и старины», «Для немногих: художественный сборник, издаваемый А.Е. Бурцевым» и др.).

Бурцев на протяжении долгого периода опекал некоторых художников, выступая в роли мецената. В частности, это были такие художники, как К.С. Петров-Водкин, Б.Д. Григорьев, Н.П. Сапунов, С.Ю. Судейкин, Н.К. Рерих. В своём доме на улице Бассейной (Некрасова 10, арх. И.П. Володихин), созданного для экспозиций, Александр Евгеньевич устраивал выставки и презентации. В конце 1918 года все капиталы Александра Евгеньевича были аннулированы, особняк был национализирован. В период НЭПа, благодаря М. Горькому, Бурцев открыл книжную лавку, а в конце 1920-х стал сотрудником библиотеки при Педагогическом институте им. А. И. Герцена. В 1935 году вместе с женой, дочерью и внучкой был выслан в Астрахань. 29 октября 1938 года Бурцев Александр Евгеньевич и Бурцева (Маркелова) Параскева Домиановна были арестованы и расстреляны. Выписка из книги памяти: "Бурцев Александр Евгеньевич. Проживал: Астрахань. Приговорен: Тройка при УНКВД Сталинградской обл. 1 октября 1938 г., обв.: обвинен в связях с финским консульством в Ленинграде и финской разведкой. Приговор: ВМН. Расстрелян 29 октября 1938 г. Реабилитирован в 1963 г.", "Бурцева Прасковья Демьяновна. Проживала: Астрахань. Приговорена: Тройка при УНКВД Сталинградской обл. 1 октября 1938 г., обв.: обвинена в антисоветской агитации и связях с финской разведкой. Приговор: ВМН. Расстреляна 29 октября 1938 г. Реабилитирована в 1963 г.". Большая часть уникальной коллекции Александра Евгеньевича оказалась в государственных архивах и частных собраниях, часть коллекции унаследовала дочь Бурцевых. В конце сороковых годов, унаследованные реликвии были переданы в Центральный государственный архив литературы и искусства. Активным помощником и посредником при передаче реликвий стал Ираклий Андроников.


Некоторые фундаментальные издания Бурцева:

1897 «Описание редких российских книг и рукописей» 5 томов

1899 «Дополнительное описание библиографическо-редких, художественно-замечательных книг и драгоценных рукописей» 6 томов

1901 «Обстоятельное библиографическое описание редких книг и художественных изданий» 7 томов

1908 «Полное собрание библиографических и палеографических материалов, изданных в разное время А. Е. Бурцевым» 10 томов

1910 - 1911 «Полное собрание этнографических трудов А. Е. Бурцева» 11 томов

1912 «Альбом из жизни русского раскола и старообрядчества»

1912 – 1914 «Коллекция картин и рисунков старой и новой русской школы»

1912 - 1914 «Женщина в картинах русских художников и в снимках с натуры»

1913 «Галерея портретов царствующего дома Романовых, из собрания А. Е. Бурцева» 8 вып.

1914 «Жизнь русского народа, его нравы и обычаи в картинах русских художников и в снимках с натуры»


В истории русской культуры рубежа XIX-XX веков видное место занимают собиратели и меценаты, вышедшие из купеческой среды. У всех на слуху имена создателей крупных художественных коллекций - П.М. Третьякова, братьев М.А. и И.А. Морозовых, С.И. Щукина. У библиофилов тоже были свои Третьяковы, и петербуржец Александр Евгеньевич Бурцев - один из них. Бурцев начал собирать книги ещё в юношеские годы, будучи подручным у своего дяди-менялы. Унаследовав меняльную лавку, он преобразовал её в банкирскую контору, расширил дело и разбогател. Вместе с капиталами росла и его библиотека. Взяв себе за правило ежедневно заходить к знакомым букинистам, Бурцев сначала покупал у них собрания сочинений русских классиков, затем перешёл на первоиздания и, наконец, стал коллекционировать подлинные письма, автографы и старинные рукописи. Кроме того, он скупал картины и рисунки. Среди его «поставщиков» были И.Е. Репин, Н.К. Рерих, С.Ю. Судейкин, К.С. Петров-Водкин. Со временем собрание Бурцева так разрослось, что он задумал организовать Музей русского искусства и литературы, для чего выстроил на Бассейной, 10, специальный дом с большими выставочными залами. Однако ещё до создания музея Бурцев начал издавать описания своей коллекции. Человек увлекающийся и даже азартный, он и сюда привнёс купеческий размах. Отпечатанные на дорогой бумаге тиражом 100-150 экземпляров, оформтенные «дорогими» художниками, «одетые» в дорогие переплёты, бурцевские каталоги поражали не только качеством исполнения, но и объёмом, так как нередко содержали не просто описания книг, гравюр, портретов и рукописей, а целиком перепечатанные тексты редкого издания или автографа.

Достаточно сказать, что в своих «библиографиях» Бурцев дважды полностью опубликовал радищевское «Путешествие из Петербурга в Москву». Вот почему его «Описание редких российских книг» издано в пяти томах, «Архив книжных и художественных редкостей» - в шести, а «Словарь редких книг и гравированных портретов» - в семи. Специалисты нередко называли Бурцева «библиофилом-графоманом». Между тем его издания, сыгравшие значительную роль в деле изучения и описания редкой русской книги и графики, со временем сами превратились в редкость. Судьба коллекции Бурцева сложилась драматически. Его торговые дела пришли в упадок, и он стал распродавать библиотеку, для чего открыл собственный книжный магазин. Старейший петербургский книготорговец Ф.Г. Шилов рассказывал: «Продавал он дёшево, и торговля у него пошла. Вскоре, однако, Бурцев закрыл свою лавку и стал жить тем, что сдавал на комиссию по аукционам этюды и картины Рериха, Судейкина и других художников, а большую часть своего архива продал Пушкинскому дому и Публичной библиотеке». Бурцев дожил до глубокой старости. Ещё в начале 1930-х годов в букинистических магазинах Ленинграда можно бьпо встретить невзрачного, худо одетого человека - А.Е. Бурцева. Бурцев умер в 1937 году. Во время войны его дочь, Ольга Александровна, вывезла остатки собрания отца в эвакуацию, в Астрахань. Часть бумаг и рисунков там пропала. Уже в 1950-е годы литературовед И.Л. Андроников отправился в Актюбинск и приобрёл для Центрального государственного архива литературы и искусства всё, что сумела сохранить О.А. Бурцева, - 1508 рукописей и документов, среди которых обнаружились не известные ранее автографы М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.А. Блока, С.А. Есенина...