Конспект занятий во второй младшей группе по по развитию речи Котовой Т.В. "Осень"

Предварительный просмотр:

Казённое учреждение Ханты-Мансийского

Автономного Округа Югры.

Урайский Специализированный Дом ребенка.

Конспект занятия на тему Осень для второй младшей группы. Тема: Заучивание стихотворения А.Плещеева «Осень».

Подготовила: Воспитатель второй квалификационной категории

Томилова Лариса Шагитовна.

Г.Урай 2015

Цель: обобщить знания об осени, заучить стихотворение А.Плещеева «Осень наступила».

Задачи:

Образовательные : расширить знания детей об осени, ее основных приметах и признаках, заучить стихотворение А.Плещеева «Осень наступила».

Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Развивающие: развивать внимание, память, сообразительность, активность.

Воспитательные : учить внимательно слушать литературные произведения.

Оборудование: текст стихотворения А Плещеева « Осень».

Словарная работа : уныло, голые, кроет, воет, моросит.

Материалы и оборудование : картины, иллюстрирующие пасмурную осень,

Предварительная работа : Беседы об осени, экскурсия в парк, заучивание стихотворений об осени.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель уточняет у детей, какое сейчас время года, предлагает рассмотреть картины, иллюстрирующие пасмурную, унылую осень, предлагает послушать, как это время года описано поэтом в стихотворении.

2. Основная часть. Чтение стихотворения .

Воспитатель. Сегодня мы с вами познакомимся с новым стихотворением, которое написал известный русский поэт, Плещеев называется оно «Осень».
Воспитатель. Ребята, а кто такой поэт? (человек, который пишет стихи)
Воспитатель. Послушайте стихотворение «Осень».

ОСЕНЬ.

Осень наступила. Вянет и желтеет Туча небо кроет, Зашумели воды

Высохли цветы, Травка на лугах, Солнце не блестит, Быстрого ручья,

И глядят уныло Только зеленеет Ветер в поле воет, Птички улетели

Голые кусты. Озимь на полях. Дождик моросит. В теплые края.

А.Плещеев

3.Анализ стихотворения.

Вопросы:

О каком времени года говорится в стихотворении?

Какая осенью травка?

Как выглядят кусты?

Можно ли увидеть зеленую травку осенью?

Какое небо осенью?

Бывает ли осенью яркое солнце?

Откуда взялся ручей?

Куда и почему птицы улетают осенью?

4.Физминутка . «Падают, падают листья».

Падают, падают листья, Дети выполняют упражнение

В нашем саду листопад. для пальчиков Дождик.

Желтые, красные листья Кружатся с поднятыми

В воздухе вьются, летят. руками.

Птицы на юг улетают – Выполняют упражнение для

Гуси, грачи, журавли. пальчиков Птичка.

Вот уж последняя стая Бегают по кругу на носочках,

Крыльями машет вдали. помахивая, отведенными в стороны, руками, словно крыльями.

Т. Волгина.

5 .Воспитатель. Сейчас мы с вами будем заучивать стихотворение наизусть, но сначала надо подготовить наш язычок, чтобы он помогал нам чётко произносить слова.
Ли-ли-ли листья падают вдали.
До-до-до дождь идёт уже давно.
Ру-ру-ру по ветру давно иду.
Чистоговорки произносим по три раза сначала
медленно, а потом как можно быстрее.

Воспитатель. А теперь я ещё раз прочитаю стихотворение, вы его внимательно слушаете и запоминаете, потом попробуете рассказать сами.(чтение воспитателя)
Кто запомнил и сможет рассказать стихотворение, помните, что рассказывать надо спокойным и грустным голосом. Чтение стихотворения детьми (2-3 ребёнка).

6.Д/ игра «Когда это бывает».
Вопросы для игры.
Идёт холодный, мелкий дождь когда?

Жарко светит солнце когда?

Желтеют и краснеют листья когда?

Купаются и загорают на реке когда?

Опадают с деревьев листья когда?

Собирают урожай овощей и фруктов когда?

Гуляют во дворе в футболках и шортах когда?

Птицы улетают на юг когда?

День становится коротким, а ночь- длинной когда?
Работа по картинам «Осень» «Лето».

7.Д/игра « Доскажи словечко»
Воспитатель. Я начинаю строчку, а вы её договариваете.
Осень…(дети: наступила) Туча небо…(кроет)
Высохли…(цветы) Солнце…(не блестит)
И глядят …(уныло) Ветер в поле…(воет)
Голые…(кусты) Дождик…(моросит)

8.Рефлексия.

Молодцы, все очень хорошо рассказали стихотворение. Кто запомнил, как называлось стихотворение? Кто его написал?
Осень приготовила для вас подарки жёлтые и красные осенние листочки, которые она дарит вам на память.
Раздача листочков.


  • Продолжить знакомство с природой и жизнью диких животных в осенний период.
  • Задачи: Учить детей воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание стихотворения.
  • Упражнять в умении составлять группы предметов, характеризовать их: много, мало, попарно.
  • Закрепляем умение наклеивать морковки.
  • Воспитывать умение слушать стихотворение, понимать его содержание.

Словарь: вянет, уныло, моросит.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за погодой в осенний период, знакомство с жизнью диких животных в осенний период.

Оборудование и материалы: презентация «Осень», игра «Сбор урожая» - грядки; морковки 3штуки; помидоры 3 штуки, игрушка заяц, нарисованная корзинка, силуэты морковок по количеству детей в группе, клей, кисточки, клеёнки, салфетки, смайлики.

Ход игровой непосредственной образовательной деятельности:

Включаем презентацию со слайдами «Осень», на фоне этих слайдов и спокойной музыки читаем стихотворение А. Плещеева «Осень наступила»:

Осень наступила.

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В тёплые края.

На экране останавливается картина «Зайцы в осеннем лесу». Воспитатель задает вопросы детям:

О каком времени года говорится в стихотворении?

Что случилось осенью с травкой?

Как выглядят кусты?

Какое небо осенью?

Куда осенью прячется солнце?

Куда птицы улетают осенью?

Кто прячется в осеннем лесу?

Один зайчик пришел к нам погреться. Зайчики грустят им жалко прощаться с солнышком и зеленой травкой.

Как можно развеселить зайцев? Выслушать мнение детей и остановиться на угощении для зайцев.

Чем можно угостить зайчиков? Конечно морковкой, осенью все люди в огороде собирают богатые урожаи овощей.

Какие овощи вы знаете? Назовите их. Дети перечисляют множество овощей.

Воспитатель предлагает отправиться в огород и посмотреть, а что же выросло на наших грядках.

Игра «Сбор урожая» (изображение грядок на доске)

На верхней грядке морковь (раскладываем в ряд). Сколько морковок выросло? (3). На другой грядке красные помидоры. А выросло их столько же, сколько и морковок. Для того, чтобы определить поровну ли их, положим под каждой морковкой помидор. Сколько помидоров выросло? (Столько, сколько и морковок, их поровну). Морковок и помидоров по количеству одинаково.

Вышел зайчик сорвать одну морковку. Давайте поможем ему. Чего теперь больше на грядках – морковок или помидоров? Чего меньше? Увидел зайчик помидоры красные, красивые и захотелось ему тоже сорвать один. Сколько же осталось помидоров? (Столько же, сколько морковок).

Вы уже сказали, что зайцы очень любят морковь. Сделаем для них подарок, соберем полную корзинку и отправим их в лес.

Аппликация «Угостим зайчиков морковкой» (изображение-силуэт корзинки пустой).

Отправляемся в огород.

Что выросло в нашем огороде? (морковь) Давайте соберем морковь в корзинку и отправим в лес зайцам.

Как сложить морковки в корзинку? (наклеить)

Для чего нужны клеёночки? (намазывать клей на силуэт не запачкать стол)

Для чего нужны кисточки? (не замараться, намазывая клей на силуэт)

Для чего нужны салфетки? (убрать лишний клей)

Дети наклеивают морковки и дают зайчику корзинку, он благодарит их. (зайца провожает за двери младший воспитатель). На экране появляется изображение корзинки с морковкой.

Продолжается слайд шоу «Осень» со спокойной музыкой.

Как вы думаете, зайчики обрадовались подарку?

А вы довольны своей работой?

Мы хорошие помощники?

Получите от зайчиков спасибо в виде весёлых смайликов.

Цель. Помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень наступила». При восприятии стихотворения А. Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору.

Предварительная работа. На прогулке воспитатель рассматривает с детьми цветы на клумбах (цветы высохли), кусты с облетевшей листвой (голые кусты).

Ход занятия

Часть I. Воспитатель предлагает детям запомнить стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Осень наступила». (Нужно обязательно называть авторов произведений, не требуя, чтобы дети запоминали фамилии.)

Педагог читает стихотворение. Затем выясняет, правда ли, что в нем отражены приметы осени: «Цветы… (высохли). «Кусты… (голые). Солнце… (не блестит).Дождик… (моросит).

Воспитатель читает стихотворение еще раз, предлагая детям, не напрягая голос, договаривать слова.

С помощью детей педагог читает стихотворение в третий раз.

Воспитатель приглашает к себе ребенка, вручает ему красивый осенний лист и просит прочитать стихотворение. Некоторые дети старше 3 лет 6 месяцев читают все восемь строк, а младшие дети – первые четыре строчки.

Прочитав стихотворение, ребенок передает листок другому малышу (кому захочет), приглашая его тоже прочитать стихотворение. (Выбор сверстника – приятный момент для того и другого ребенка.)

Педагог вызывает 2–3 детей. В последующие дни он помогает прочитать стихотворение другим малышам.

«Осенью, когда „тучи небо кроют“, моросит дождь, на улице сыро, грязно, холодно, – продолжает педагог, – плохо и людям, и животным. Особенно плохо малюсенькому зайчику».

Часть II. Воспитатель читает стихотворение А. Блока «Зайчик».


Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!

После чтения педагог спрашивает у детей, жалко ли им маленького зайчика.

Примечание.

По желанию воспитателя вместо стихотворения А. Плещеева можно предложить детям для запоминания стихотворение А. Кольцова «Дуют веры, ветры буйные…».


Дуют ветры,
Ветры буйные,
Ходят тучи,
Тучи темные.
Не видать в них
Света белого;
Не видать в них
Солнца красного.

Оба стихотворения надо неоднократно читать детям на прогулке, соотнося их с особенностями осеннего дня.

Елена Сомина
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Осень наступила»

Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень » .

Цель : формировать представление об осени

Задачи :

Образовательные : расширить знания детей об осени , ее основных приметах и признаках

Развивающие : развивать внимание , память.

Воспитательные : прививать любовь к природе

Оборудование : презентация стихотворения А Плещеева «Осень » ; картины, иллюстрирующие пасмурную осень ,

Словарная работа : уныло, голые, кроет, воет, моросит.

Ход ООД.

1. Организационный момент.

Воспитатель уточняет у детей, какое сейчас время года, предлагает рассмотреть картины, иллюстрирующие пасмурную, унылую осень , предлагает послушать, как это время года описано поэтом в стихотворении.

2. Основная часть. Показ презентации

Чтение стихотворений.

ОСЕНЬ

Осень наступила .

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В тёплые края.

А. Плещеев

Анализ стихотворения.

Вопросы :

О каком времени года говорится в стихотворении?

Какая осенью травка ?

Как выглядят кусты?

Можно ли увидеть зеленую травку осенью ?

Какое небо осенью ?

Бывает ли осенью яркое солнце ?

Откуда взялся ручей?

Куда и почему птицы улетают осенью ?

Физминутка. «Падают, падают листья» .

Падают, падают листья, Дети выполняют упражнение

В нашем саду листопад. для пальчиков Дождик.

Желтые, красные листья Кружатся с поднятыми

В воздухе вьются, летят. руками.

Птицы на юг улетают – Выполняют упражнение для

Гуси, грачи, журавли. пальчиков Птичка.

Вот уж последняя стая Бегают по кругу на носочках,

Крыльями машет вдали. помахивая, отведенными в стороны, руками, словно крыльями.

Воспитатель. Сейчас мы с вами будем заучивать стихотворение наизусть

Воспитатель. А теперь я ещё раз прочитаю стихотворение, вы его внимательно слушаете и запоминаете, потом попробуете рассказать сами. (чтение воспитателя)

Кто запомнил и сможет рассказать стихотворение, помните, что рассказывать надо спокойным и грустным голосом.

Чтение стихотворения детьми (2-3 ребёнка) .

Итог. О чем стихотворение?

Кто написал?

Публикации по теме:

«Осень». Конспект НОД по развитию речи и музыкальной деятельности во второй младшей группе Программное содержание: формировать у детей представления об осени, как о времени года; развивать интерес к театрально-игровой деятельности;.

Конспект образовательного мероприятия по развитию речи с детьми второй младшей группе по теме: «Золотая осень» Задачи: Развивать чувство.

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию (рисованию) «Золотая осень» во второй младшей группе Конспект открытого занятия по художественно- эстетическому развитию (рисованию) на тему «Золотая осень» во второй младшей группе. составила.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [у]» Цель: упражнять детей в чётком произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах). Задачи: воспитывать чувства ответственности,.

Конспект занятия по развитию речи «Чистюли» во второй младшей группе "ЧИСТЮЛИ" Программное содержание: учить детей составлять описание предмета; учить громко произносить слова знакомых стихотворений, четко.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Осень» Цель: знакомить детей с характерными признаками осени; формировать навыки понимания небольшого рассказа; развивать слуховое внимание; учить.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе Программное содержание. Образовательные задачи: 1. Формировать у детей навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические.

Цель. Помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» (в сокращении). При восприятии стихотворения А. Блока «Зайчик» вызвать у детей сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору.

Предварительная работа. На прогулке воспитатель рассматривает с детьми цветы на клумбах (цветы высохли), кусты с облетевшей листвой (голые кусты).

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям запомнить стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Осень наступила». (Нужно обязательно называть авторов произведений, не требуя, чтобы дети запоминали фамилии.)

Педагог читает стихотворение:

Осень наступила,

Высохли цветы

И глядят уныло

Голые кусты.

…Туча небо кроет,

Сонце не блестит.

Ветер в поле воет,

Дождик моросит…

Затем воспитатель выясняет, правда ли, что в стихотворении отражены приметы осени: «Цветы… (высохли). Кусты… (голые). Солнце… (не блестит). Дождик… (моросит)».

Воспитатель повторяет стихотворение, предлагая детям, не напрягая голос, договаривать слова.

С помощью детей педагог читает стихотворение в третий раз.

Воспитатель приглашает к себе ребенка, вручает ему красивый осенний лист и просит прочитать стихотворение. Некоторые дети старше 3 лет 6 месяцев читают все восемь строк, а младшие дети – первые четыре строчки.

Прочитав стихотворение, ребенок передает листок другому малышу (кому захочет), приглашая его тоже прочитать стихотворение. (Выбор сверстника – приятный момент для детей.)

Педагог вызывает 2–3 детей. В последующие дни он помогает прочитать стихотворение другим малышам.

«Осенью, когда „тучи небо кроют", моросит дождь, на улице сыро, грязно, холодно, – продолжает педагог, – плохо и людям, и животным. Особенно плохо малюсенькому зайчику».