Урок массовая доля химического элемента в соединении. Тема урока: Массовая доля химического элемента в соединении план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Урок массовая доля химического элемента в соединении. Тема урока: Массовая доля химического элемента в соединении план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

П л а н – к о н с п е к т у р о к а п о

х и м и и в 7 к л а с с е п о т е м е:

« МАССОВАЯ Д О Л Я Э Л Е М Е Н Т А

В С Л О Ж Н О М В Е Щ Е С Т В Е.

Р Е Ш Е Н И Е З А Д А Ч »

Учитель первой квалификационной

Тема урока : Массовая доля элемента в сложном веществе. Решения

задач.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о химических формулах,

качественном и количественном составе веществ; развивать навыки

решения задач с использованием массовой доли элемента в веществе; ознакомиться со способами нахождения формул веществ по данным о массовых долях элементов.

Оборудование : периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, карточки с заданием для фронтальной работы, алгоритмы.

Базовые понятия и термины : относительная формульная и относительная молекулярная массы, массовая доля элемента, простые и сложные вещества,

химическая формула.

Тип урока : углубление и корректировка знаний, закрепления практических умений и навыков.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративные; практические: решение задач; репродуктивные; частично-поисковые.

Структура урока

И. Организационный этап

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация опорных знаний учеников

IV. Обобщение и систематизация знаний учащихся

V. Домашнее задание

VI. Подведение итогов урока

Ход урока

«Умение решать задачи – это искусство, что приобретается практикой»

1. Организационный этап

Сегодня мы с вами совершим восхождение на вершину знаний, приобретем практические навыки использовать эти знания, и сделаем все возможное, чтобы знания не стали той злосчастною грудой камней. Готовы ли вы к увлекательному восхождению? Имеете ли вы желание покорять вершины? Покажите, пожалуйста, свое настроение с помощью карточек – «смайликов».

II. Проверка домашнего задания.

Для успешного восхождения на вершину знаний, необходимо иметь хорошую подготовку, иметь необходимые знания и навыки, которые нужны для освоения материала. Давайте проверим, насколько мы готовы к восхождению на вершину, к восприятию новых знаний. Какими знаниями мы уже обладаем, и чем нам необходимо овладеть.

Проводится проверка выполнения письменных домашних заданий.

Задача №1

Задача №2

m(Na) : m(Br) =23:80

Задача №3

m(P) : m(H) =31: 3

Задача №4

m(Cr) : m(O) = 52:48 = 26:24 =13:12

III. Актуализация опорных знаний учеников

Мы постепенно начинаем подниматься на вершину знаний. Но для такого тяжелого пути нам необходимо иметь орудия, то есть вспомнить некоторые сведения, которые понадобятся при изучении темы.

Дайте определение понятия « относительная молекулярная масса». Как ее вычисляют?

Дайте определение понятия «массовая доля элемента в веществе». Как ее вычисляют?

Запишите формулы для вычисления массовой доли элемента и массы элемента.

Какие величины необходимо знать для вычисления массовой доли элемента по химической формуле?

Как найти относительную атомную массу?

По каким данным записывают химические формулы?

IV. Обобщение и систематизация знаний учащихся

Перед нами вершина знаний. На прошлом уроке мы уже освоили основные приемы решения задач по формуле вещества, и каждый из вас достиг некоторых высот на этой вершине. Кое-кто находится у подножия горы (средний уровень), кто достиг самого пика - вершины знаний. И сегодня мы должны подняться как можно выше, научиться находить массовые доли элементов в веществах, вычислять массы элементов по их массовым долям, находить формулы веществ по данным о массовых долях элементов.

Посмотрите на альпиниста у подножия горы. Как вы думаете, ему нужны усилия, чтобы подняться на гору? А если без усилий двигаться по горе, то куда можно попасть? Поэтому сегодня на уроке, для того, чтобы не скатиться вниз, нам нужно будет приложить много усилий для решения упражнений, быть внимательными и настойчивыми в работе.

1.Решение задач с использованием понятия «массовая доля элемента»

Алгоритм 1

1.Записать сокращенное условие задачи. 2.Определить относительную молекулярную или формульную массу вещества. 3.Определить массовую долю искомого элемента вещества по формуле. 4.Записать ответ.

Для определения массовой доли элемента в соединении пользуются формулой:

ω% (Э) =

Где ω% (Э) – массовая доля элемента в соединении;

n - количество атомов элемента в соединении;

Ar (Э) – относительная атомная масса этого элемента;

Mr (вещества) – относительная молекулярная масса данного соединения.

Задача 1. а).Малахит – хрупкий минерал зеленого цвета, имеет формулу СиСО 3 (OH) 2 . Его считают русским камнем, слава его началась с 1635р. – после открытия уральских малахитовых рудников, которые сейчас полностью исчерпаны. Определите массовую долю всех элементов в этом соединении.

б) Магнезит имеет формулу МgСО 3 . Вычислить массовые доли элементов в минерале.

в) Изумруд – камень зеленого цвета, формула Be 3 Al 2 (SiO 3) 6 . В изумрудную чашу, по библейской легенде, собрали кровь Христа. Римский император Нерон через изумрудный монокль наблюдал как горит Рим. Определите массовую долю всех элементов в этом соединении.

Задача 2. а) Бирюза имеет голубой цвет благодаря наличию в этом соединении ионов меди. Она химически неустойчива: поглощает влагу, впитывает жиры, «боится» солнца, взаимодействует с углекислым газом, приобретая зеленый цвет. Камешек массой 208г содержит 16г атомов меди. Вычислите массовую долю меди в бирюзе.

б) Рубин, который в Древней Индии называли царем драгоценных камней - разновидность минерала корунда(Al 2 O 3). Его красный цвет обусловливают примеси атомов Хрома. Кристалл рубина массой 167г содержит 15г атомов Хрома. Вычислите массовую долю Хрома в этом кристалле.

2. Вычисление отношения масс элементов в сложном веществе по его формуле

Алгоритм

1.Записать сокращенное условие задачи.

2.Записать формулу для вычисления массовых соотношений элементов, указывая в скобках их символы:

m (А) : m (В) : m (С) = хМ(А) : уМ(В) : zМ(С)

4.Записать ответ.

Задача1. Найти массовое соотношение элементов в сульфате алюминия Al 2 (SO 4) 3 .

Задача 2. Найти массовое соотношение элементов в глюкозе С 12 Н 22 О 11

3. Вычисление массы элемента по известной массовой долей.

Алгоритм

1. Записать сокращенное условие задачи

2. Определить относительную молекулярную массу данного вещества

3. Определить массу элемента по формуле

m(Э) = W m(в)

4. Записать ответ

Задача 1. Гематит – полудрагоценный камень от черного до красного цвета, известный еще в Древнем Египте. Массовая доля Железа в нем 0,7. Вычислите массу Железа в камешке массой 50г.

Задача 2. А) Минерал сильвин, что имеет химическую формулу KCl, используют как калийное удобрение. Вычислите массу атомов Калия, которая содержится в 50г сильвина.

Б)Горный хрусталь – это кристаллический, прозрачный, бесцветный кварц с химической формулой SiO 2 . В древней Греции считали, что это окаменевшая хрустальная вода, которая совсем потеряла тепло. Какая масса Кремния содержится в кристалле горного хрусталя массой 200г?

4. Вычисление массы вещества по известной массовой долей элемента.

Алгоритм 1. Записать сокращенное условие задачи

2. Определить относительную молекулярную или формульную массу вещества

3.Зная массовую долю элемента и его массу в веществе, с помощью пропорции находим массу соединения.

4.Записываем ответ.

Задача 1. Сапфиры синего цвета издавна были «королевскими камнями» - символами мудрости, власти, победы. Это разновидность корунда с массовой долей Алюминия 52,9% и примесями Титана и Железа. Вычислите массу кристалла сапфира, в котором содержится 5,4 г атомов Алюминия.

Задача 2. Мрамор, известняк, кальцит и мел являются разновидностями соединения с химической формулой СаСО 3 . Определить, в какой массе этого соединения содержится 120г атомов Карбона.

5.Нахождение формул веществ по данным о массовых долях элементов.

Алгоритм

1.Записываем кратко условие задачи.

2.Определяем относительную молекулярную или формульную массу

данного вещества.

3.По формуле n=W Mr /Ar 100% можно определить количество атомов каждого элемента в формуле.

4. Записать ответ.

Задача1. Минерал пирит –руда, из которой получают железо. Она содержит 47% железа и 53% серы. Относительная формульная масса пирита равна 120. Определите формулу пирита.

Задача 2.Определите формулу гематита – соединения железа с кислородом, в котором массовая доля железа 70%.

6. Нахождение формулы вещества по массовым соотношениям элементов.

Алгоритм

    Записываем краткое условие задачи.

    Записать формулу для вычисления массовых соотношений элементов, указывая в скобках их символы:

m (А) : m (В) : m (С) = Х: У: Z,

    Перейти к массовым соотношениям, в которых бы содержалось целое количество атомов каждого вида.

    Записать формулу вещества.

Задача 1. Установить самую простую формулу вещества, в состав которой входят водород, углерод, кислород и азот в массовых соотношениях 1:3:4:7.

Задача2. Массовые соотношения меди, серы и кислорода равны 2:1:2. Вывести формулу вещества.

Самостоятельная работа.

1.Вычислить массовую долю меди в соединении CuSO 4

А) 20; Б) 40; В) 60; Г) 80

2. Массовая доля натрия в соде составляет 27%. Рассчитать массу

атомов натрия в соде массою 20г.

А)6,8; Б)8,2; В) 5,4; Г)3,6

А) 249; Б)124,5; В)150,9; Г)265,8

4. Вывести формулу пиролюзита, если известно, что в его состав входит марганец и кислород с массовыми долями 63% и 37%, а относительная формульная масса равна 87.

А)MnO ; Б)MnO 2 ;В) Mn 2 O 3 ; Г)Mn 2 O 7

А)22, Б)33, В)44, Г) 66

2.Массовая доля железа в сидерите составляет 48%. Рассчитать массу атомов железа в минерале массой 200г.

А)67,5; Б)56,8; В)62,5; Г)34,8

4.Установить формулу киновари, если известно, что в его состав входит ртуть и сера с массовыми долями 86% и 14%, а относительная формульная масса равна 233.

А)HgS; Hg 2 S HgS 2 Hg 2 S 3

Учитель. Каждое вещество имеет свою, только характерную для него химическую формулу, которая показывает качественный и количественный состав. По формуле можно дать название веществу. Кроме этого, по формуле находят ее относительную формульную массу и массовую долю элементов в соединении. Для описания вещества по формуле можно использовать такой план.

    Качественный состав вещества(элементы, которые его образуют).

    Сложное вещество или простое.

    Количественный состав(количество атомов каждого элемента в формульной единице).

    Соотношения атомов разных элементов в веществе.

    Относительная формульная масса.

    Массовая доля элементов в соединении.

Вот мы и на вершине знаний. Сегодня, каждый из вас завоевал свою маленькую победу. Давайте поставим свои флажки на ту высоту знаний, которой мы достигли на уроке.

V.Домашнее задание

Обучение это работа, которая начинается в школе, а заканчивается дома.

    Повторить §10

    Выполнить задание по карточкам

    Найти и подготовить интересную информацию для презентации о драгоценных камнях(легенды, исторические факты, влияние на здоровье, судьбу, талисманы)

ТЕМА УРОКА: Массовая доля химического элемента в соединении.

ЦЕЛЬ УРОКА: Научить вычислять массовую долю элементов в соединении по формуле соединения и устанавливать химическую формулу сложного вещества по известным массовым долям химических элементов.

Основные понятия. Массовая доля химического элемента.

Планируемые результаты обучения

Предметные. Уметь рассчитывать массовую долю элемента в соединении по его формуле и устанавливать химическую формулу сложного вещества по известным массовым долям химических элементов.

Метапредметные . Формировать умения устанавливать аналогии, использовать алгоритмы для решения учебных и познавательных задач.

Основные виды деятельности учащихся. Рассчитывать массовую долю элемента в соединении по его формуле. Устанавливать химическую формулу сложного вещества по известным массовым долям химических элементов.

Структура урока

I . Организационный этап

II . Актуализация опорных знаний

III . Изучение нового материала

IV . Закрепление. Подведение итогов урока

V . Домашнее задание

Ход урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Актуализация опорных знаний.

Дайте определения: относительной атомной массе, относительной молекулярной массе.

В каких единицах можно измерить относительную атомную массу.

В каких единицах можно измерить относительную молекулярную массу.

Изучение нового материала.

Работа с учебником. Рабочая тетрадь.

Ребята, допустим у нас есть вещество - серная кислота H 2 SO 4,

можем мы ли узнать какие атомы входят в состав соединения.

А их количество?

А в каком массовом соотношении они соединяются?

Вычисление массовых отношений химических

элементов в сложном веществе. (стр. 51)

А как можно узнать в каких массовых отношениях соединены элементы в соединении формула которого H 2 SO 4 ?

m (H ): m (S ): m (O )= 2*2 + 32 + 16*4= 2:32:64 = 1:16:32.

1+16+32 = 49, то есть 49 массовых частей серной кислоты, содержаться 1 массовая часть водорода, 16 массовых частей серы, 32 массовых частей кислорода.

Ребята, а как вы думаете, можем ли мы рассчитать долю каждого элемента в соединении?

Сегодня мы с вами познакомимся с новым понятием массовая доля элемента в соединении.

W - массовая доля элемента в соединении.

n - число атомов элемента.

Mr - относительная молекулярная масса.

Вычисление массовых долей химических элементов

в сложном веществе. (РТ)

1. Изучите алгоритм вычисления массовой доли элемента в соединении.

Задача №1 (РТ)

Вывод химических формул, если известны массовые доли химических элементов,

входящих в состав данного вещества. (РТ)

2. Изучите алгоритм вычисления массовой доли элемента в соединении.

Задача №5 (РТ)

Закрепление изученного материала.

РТ стр. 25 №2.

РТ стр. 27 №6.

Подведение итогов урока.

Какие новые понятия вы узнали сегодня на уроке?

Самостоятельная работа.

Домашнее задание:

  • изучить §15 стр. 51 - 53;

    ответить на вопросы №3,4,7 стр. 53-54 (письменно).

    П еречень использованной литературы.

    Учебник. Химия 8 класс. авт. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Издательство "Просвещение", 2014.

    Рабочая тетрадь по химии. авт. Боровских Т.А.

МБОУ СОШ № 139 городского округа Самара.

Конспект урока по химии для 8 класса.

Тема: Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в соединении.

Цели урока

учебные:

Изучить понятия: химическая формула, индекс, коэффициент; записи и чтение формул.

Изучить различия между относительными, атомной и молекулярными массами;

Изучит понятие массовой доли химического элемента и научиться ее рассчитывать.

развивающие:

Развить у учащихся умение делать несложные, логические построения на основе химических знаний;

Развить умение использовать в нестандартных ситуациях исследовательской деятельности знания из различных разделов школьных дисциплин (физика, алгебра), при необходимости находить недостающую информацию в справочной и учебной литературе;

воспитательная:

Воспитать личностную рефлексию, то есть умение осмысливать свои действия и себя в проблемной исследовательской ситуации;

Воспитать самоорганизацию и самооценку учащихся при выполнении исследовательских заданий на уроке.

Оборудование: таблицы «Относительные атомная и молекулярная массы», индивидуальные карточки задания для учеников, таблица Д.И.Менделеева.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель настраивает учеников на работу во время урока. Разъясняет все этапы урока и действия учащихся на каждом из них.

Ребята сегодня каждый из Вас станет исследователем и будет «добывать новые знания»: выяснять состав химических формул, правила их записи и чтения; выводить формулу массовой доли химического элемента и рассчитывать ее.

II. Изучение новой темы

1. Слово учителя.

Каждый атом любого химического элемента имеет свою массу, также как и любое физическое тело, окружающее нас, в том числе и мы с Вами. Но в отличии от нас, масса атомов очень мала. Поэтому учеными была принята за эталон масса 1/12 массы атома углерода 6 12 С (как самая легкая) и масса остальных атомов сравнивалась с массой этого эталона, отсюда и название «Относительная атомная масса» от англ. « relative » относителен. Данная величина не имеет единиц измерения и обозначается Ar . Численное значение относительной атомной массы любого элемента прописано в периодической таблице Д.И. Менделеева.

Если вещество образовано несколькими элементами (одинаковыми или разными), то речь уже идет о молекулах и «Молекулярной относительной массе». Она складывается из атомных масс всех химических элементов образующих молекулу, умноженные на количество этих атомов. Так же не имеет единиц измерения и обозначается Mr . Например:

Mr (O 2) =Ar (O) ·2 = 16 · 2 = 32;

Mr (H 2 O) = Ar (H) · 2 + Ar (O) = 1· 2 +16 = 18;

Mr (H 2 SO 4) = Ar (H) · 2 + Ar (S) + Ar (O) · 4 = 1· 2 + 32 + 16 · 4 = 98;

Учитель неоднократно напоминает ученикам, что значение Ar находим в периодической системе Д.И. Менделеева под знаком химического элемента. Значение атомных масс разных химических элементов складываются между собой. Если одинаковых атомов в молекуле несколько, от их численное значение атомных масс умножается на количество этих атомов. (закрепление новой темы будет происходить при выполнении самостоятельной работы в исследовательской части урока)

2. Исследовательская часть (самостоятельная работа учеников под руководством учителя), при возникновении затруднений у учеников учитель должен быть очень осторожен и не в коем случае, не давать ученикам прямой правильный ответ, то есть «готовые знания» они должны добыть их сами. Лучше «подталкивать» ученика к правильному решению наводящими вопросами, стимулирующими мыслительную деятельность, необходимость связывать уже имеющиеся знание из других областей с новым материалом. Это необходимо для того, чтобы не нарушить процесс исследования учеников и добиться наилучшего результата при изучении нового материала, поскольку знания, добытые самостоятельно удерживаются в долговременной памяти, нежели готовая информация.

Примерные вопросы:

- Как ты думаешь?

- Представь, что изменится если…?

- Как изменится, и что это значит?

- Подумай, где еще ты встречался с этим понятием? и т.д.

Учитель раздает ученикам карточки – задания, акцентирует их внимание на том, что это самостоятельная исследовательская работа, но при необходимости вы (учитель) обязательно поможете и направите работу каждого ученика в правильном направлении.

Карточки – задания

Тема: Химическая формула. Относительные, атомная и молекулярные массы. Массовая доля химических элементов.

Условная запись состава химического вещества, при помощи символов химических элементов, индексов и коэффициентов – называется химической формулой

Задание 1. Химическая формула ее состав, запись и произношение.

А. Исследуй качественный и количественный состав химических формул. Проанализируй, что каждый из них обозначает в формуле.

Формула

Формула

Выводы:

1) Качественный состав химической формулы показывает: ____________________________________ образуют вещество.

2) Количественный состав химической формулы показывает:

Образуют вещество.

В. Проанализируй запись, как ты думаешь, что показывает индекс и коэффициент в химической формуле.

2 Al 2 O 3

коэффициент индекс

индекс – это _____________, которое показывает_______________ в веществе, записывается______________________ символа химического элемента;

коэффициент – это _______________, которое показывает количество _____________ химического вещества, записывается ______________ химической формулой;

В. Исследуй правила чтения формул.

Формула Порядок произношения составных частей формулы:

1. коэффициент

2. символ химического элемента * и его индекс (если есть.)

3.следующий символ химического элемента и его индекс.

* при прочтении химической формулы читается произношение символа химического элемента, а не его название.

Самостоятельная работа.

(закрепление нового материала )

1.1. Запиши качественный состав каждой формулы:

H 2 SO 4 _______________ FeSO 3 _____________________

H 3 PO 4 ________________ H 2 Cl 2 O 7 ____________________

1.2. Запиши количественный состав каждой формулы:

O 3 __________________ K 2 O _______________________

Cl 2 __________________ MgCO 3 ____________________

MgO ________________ NaOH _____________________

H 2 SO 4 _______________ FeSO 3 _____________________

H 3 PO 4 ________________ H 2 Cl 2 O 7 ____________________

1.3. Прочитай формулы. Запиши то, что у тебя получилось:

Li 2 O ___________________________________________________

CaS ___________________________________________________

H 2 SiO 3 _________________________________________________

MgSO 4 _________________________________________________

Задание 2. Зависимость массовой доли элементов в соединении от некоторых физических величин.

Проанализируй, от каких параметров и как зависит массовая доля элемента в соединении.

А. Исследуй состав и относительные атомные массы элементов молекулы хлороводорода HCl.

Сравни массовые доли элементов в соединении:  ( H) _________  (Cl)

( ,  ,  )

(прямо / обратно)

Б. Исследуй состав молекул этана C 2 H 6 и ацетилена C 2 H 2 .


Соединение


Сравни массовые доли водорода в этане и ацетилене:

 (H) C 2 H 6 _______________ (H) C 2 H 2

( ,  ,  )

Какой параметр и как влияет на значение массовой доли элемента в соединении?

Массовая доля элемента в соединении _________________пропорциональна (прямо / обратно)значению _____________________________________ этого элемента.

В. Исследуй состав молекулы углекислого CO 2 и угарного газа CO.


Соединение


Сравни массовые доли углерода в углекислом и угарном газе:

 (C) CO 2 _____________ (C) CO

( ,  ,  )

Какой параметр и как влияет на значение массовой доли элемента в соединении?

Массовая доля элемента в соединении _________________пропорциональна (прямо / обратно)значению _____________________________________ этого элемента.

Полученные выводы обобщи и составь формулу, показывающую зависимость массовой доли от найденных тобой параметров. Для этого:

Прямо пропорциональные запиши в числитель

значению массовой доли

Параметры

Обратно пропорциональные запиши в знаменатель

значению массовой доли


(Э) % = ­­­­­­­­­––––––––––––
(Э) = –––––––––––––

Чтобы выразить массовую долю в процентах, надо правую часть формулы умножить на 100 %

Самостоятельная работа.

2.1. Подчеркни соединение, в котором наибольшая массовая доля серы:

а ) Na 2 SO 3 и Na 2 S 2 O 3 ; б) H 2 S и Na 2 S; в) Na 2 S 4 O 6 и Na 2 S 2 O 8 .

2.2. Не производя вычисления, запиши следующие соединения в ряд в порядке уменьшения массовой доли:

а) водорода - H 2 O, H 2 O 2 _________________________

б) хлора - Cl 2 O, Cl 2 O 7 , ClO 2 ______________________

в) серы - SCl 4 , S 2 Cl 2 , SCl 2 ________________________

г) углерода - CH 4 , C 2 H 2 , C 2 H 4 ____________________

д) фтора – P 2 F 4 , PF 3 , PF 5 _________________________

III. Итоги урока.

Подводятся итоги, проговариваются химические понятия изученные на этом уроке: относительные атомная и молекулярная массы, химическая формула, индекс, коэффициент, массовая доля химического элемента в соединении.

IV. Домашнее задание.

§5. упр. 1-5. (кто из учеников не доделал самостоятельные задания во время урока, делают их дома)

Обернихина Татьяна Сергеевна

учитель химии высшей кв. категории.

МОУ «СОШ №3 г. Коряжмы»

Предмет . Химия.

Тема урока Массовая доля элемента .

8 КЛАСС.

УМК Г.Е. Рудзитис.

Тип урока: Изучение нового материала

Цель : Сформировать навык решения задач на расчет доли и нахождение массы компонента раствора.

Задачи

Образовательные:

Сформировать понятие массовой доли элемента;

Научить установлению простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Развивающие:

Развивать навыки логического мышления и интерес у школьников к химической науке.

Воспитательные:

Воспитывать личность с экологическим образом мышления.

Воспитывать в учащихся чувство товарищества и ответственности.

Планируемые результаты обучения:

предметные:

формирование систематизированных знаний о доле элемента в веществе;

развитие умения вычислять массовую долю в различных вещества;

метапредметные:

формирование компетентности в области использования полученных знаний на других учебных дисциплинах;

личностные:

формирование убежденности в необходимости химических знаний для жизни человека;

Средства обучения :

Мультимедийный проектор;

Компьютер;

Карточки;

Форзац учебника с таблицей Д.И.Менделеева;

Тетради;

Таблица Д.И.Менделеева;

Эпиграф к уроку:

Природа окружает нас загадкам и, и

попытка их решения принадлежит

к величайшим радостям жизни.

У.Рамзай

Этапы урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Проверяет готовность детей к уроку.

Приветствие, положительный настрой на урок.

Проверяют готовность к уроку.

2.Целеполагание и мотивация.

Создание стимуляционно-мотивирующей ситуации через систему вопросов :

Перед вами перечислены различные минералы, из которых можно получить железо.(FeO, Fe 2 O 3 , Fe 3 O 4 )

(на мультимедийном проекторе).

Проблемный вопрос: Как вы думаете, какой минерал наиболее выгодно использовать для получения железа.

Выдвигают свои предположения на поставленный вопрос.

Организует деятельность обучающихся по формулированию темы и целей урока.

Как вы считаете, какова цель нашего урока.

Определяют цель урока

У вас есть определённый багаж знаний, какие понятия, изученные ранее, вам помогут в достижении цели?

Химический элемент, химическая формула, относительная атомная и молекулярная масса.

3.Актуализация и контроль знаний.

Что мы можем сказать об этих минералах?

Состоят из атомов железа и кислорода

Можно ли по качественному и количественному составу ответить на поставленный вопрос

Коллективная работа

Молекулярную массу веществ

Проверка домашнего задания

На выданных карточках учащиеся рассчитывают молярную массу оксидов железа.После выполнения задания меняются карточками с соседом по парте и проверяют совместно с учителем.

3.Изучение нового учебного материала.

Организует беседу, используя информацию презентации, текст учебника и рабочую тетрадь. Контролирует «открытие» новых знаний. Корректирует их.

Как графически можно изобразить записанные формулы?

Что такое доля?

Проводит аналогию расчета доли вещества с математикой.

Какая величина является главной в химии

Чему равна атомная масса железа?

Как, исходя из знаний атомной и молекулярной массы, можно вывести формулу вещества?

Рассчитайте массовую долю железа в каждом веществе и сделайте и дайте ответ на поставленный вопрос (возврат к первому слайду)

Обсуждение выполненных заданий.

А влияет ли процесс добычи руды на окружающую среду?

Физкультминутка.

Давайте вспомним химические элементы. Я вам называю название, если оно совпадает с произношением - поднимаем правую руку, если нет - левую.

Обобщение и систематизация

Знакомит с новыми веществами в который встречается один и тот же химический элемент. Рассчитайте в каждом его массовую долю.

2 и SО 3 ω (S) =

СО 2 и СО ω (С) =

ω (N) = НNО 3 , НNО 2

Выполните задания в рабочей тетради по закреплению материала.

Отвечают на предложенные вопросы.

Рисуют состав веществ разными цветами.

Часть от целого.

Учащиеся вспоминают как рассчитывается доля в математике.

Атомная масса элемента

Выводят совместно с учителем формулу вещества

ω=(Аr·n/Мr)·100%

Рассчитывают.

3 ученика работают у доски

Отвечают на вопрос

Выдвигают свои предположения

Физкультминутка.

Один из учеников по направлению учителя - называет правильное произношение.

Производят расчеты

Выполняют работу.

4.Рефлексия и подведение итогов урока.

Организует рефлексию и подведение итогов урока.

Если бы мама попросила вас написать ей смс о самом главном на уроке, что бы вы написали? Достигли ли мы поставленных целей?

Ребята, заканчивая урок, прошу наклеить выданный кружок на один из плакатов у выхода. (Все усвоили, усвоили недостаточно, требуется серьезная доработка).

Произносят свои ответы.

Оценивают свою работу в плакатах у выхода.

5.Информация о домашнем задании.

Предлагает задание в соответствии с возможностями:

1.Рассчитайте в каком из предложенных соединений (пероксид водорода, вода, серная кислота, оксид кальция, пероксид натрия-формулы записаны учителем) массовая доля кислорода наибольшая?

2.Найдите массовую долю каждого элемента в соединении (Fe 3 (PO 4 ) 2 *8H 2 O)

Осуществляют выбор домашнего задания в соответствии с собственными возможностями и способностями, и проявленным интересом к изученной теме.

Использована литература:

1. Химия, 8 класс, Неорганическая химия, 8 класс, Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., 2013.

2.Фадеев Г.Н. Задачи и тесты для самоподготовки по химии:пособие для ученика и учителя. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

3. Рабочая тетрадь. 8 класс.

4. Дидактические материалы. 8-9 классы.