Икона святого виктора значение. Житие святого и значение иконы

Икона святого виктора значение. Житие святого и значение иконы

Святой мученик Виктор, память которого празднуется 11 / 24 ноября, был родом из Италии. В царствование императора Марка Аврелия Философа (161-180) он служил в Дамаске (Сирия), в войске, которым командовал военачальник Севастиан. Виктор был христианином и не скрывал этого - открыто перед всеми исповедовал всесвятое имя Иисуса Христа.

Когда Марк Аврелий начал гонение на христиан, то по всем воинским частям был разослан его приказ, повелевающий воинам совершить жертвоприношения, что являлось проверкой их преданности богам Рима, императору и отечеству. Уклонившихся от этого действа было велено предавать тяжким мучениям.

Когда дошел черед до Виктора, Севастиан вызвал его к себе и приказал принести жертву богам. Святой, не колеблясь, отказался подчиниться приказу: «Я теперь уже воин не вашего земного царя, но Небесного. Если же я и был временно воином вашего царя, то никогда не переставал служить моему Царю и теперь не оставлю Его и вашим идолам не принесу жертвы».

Видя, что никакие уговоры не помогают, Севастиан приказал подвергнуть ослушника пыткам - святому Виктору сломали пальцы и вывернули их из суставов… С Божьей помощью Виктор прошел сквозь все пытки невредимым и по-прежнему был неколебим.

Тогда Севастиан призвал к себе чародея и приказал ему отравить воина-христианина. Чародей сварил мясо, смешал его со смертоносным ядом и дал святому. Помолившись, Виктор съел отравленное мясо и… остался жив. То же повторилось и в другой раз. Эти чудеса и слова мученика «ваш яд бессилен против силы Жизнодавца Господа моего» так подействовали на чародея, что тот поспешил отказаться от волхвований и стал христианином.

Севастиан, видя, что даже яды не могут повредить святому, приказал подвергнуть его еще более страшным мучениям: из тела Виктора стали вытягивать жилы… Потом его бросили в кипящее масло… Затем страдальца повесили на дереве, опаляя его тело свечами… От бессилия и злобы ему в конце концов выкололи глаза.

Повесив святого вниз головой, истязатели ушли и три дня не приходили к месту мучений. На четвертый день воины вернулись, чтобы убедиться в смерти Виктора. Увидев его живым, они испытали такой ужас, что в одночасье ослепли. И только по молитве святого мученика Всемогущий Господь возвратил им зрение. Вернувшись к Севастиану, воины рассказали обо всем, что с ними случилось, призывая военачальника к милосердию. Но пришедший в неописуемую ярость Севастиан уже не слушал их - он отдал еще более чудовищное повеление: содрать со святого кожу!

На месте мучений святого Виктора присутствовала молодая жена одного из воинов по имени Стефанида, тоже христианка. По Божьему произволению ей открылось такое чудо: она увидела два прекрасных венца, спускающихся с неба; один из венцов, который несли двенадцать ангелов, опускался на голову мученика Виктора, а другой, меньший, - на ее главу.

Изумленная видением и сострадая мученику, Стефанида заступилась за него и стала громко прославлять его имя, за что была схвачена воинами и приведена к Севастиану. Узнав, что ей только около 16 лет, военачальник стал уговаривать ее принести жертву, не губить своей молодости и пожалеть своего мужа, с которым она прожила всего полтора года.

Невзирая на сладкозвучные речи Севастиана, Стефанида открыто прославила Христа и предпочла умереть, но не приносить жертву идолам: «Ты и твои боги исполнены лжи. Я же говорю тебе истину, ибо мой Господь истинный и в Нем нет неправды. Не принесу жертвы ложным богам, но хочу быть приятной жертвой Истинному, живущему на Небе Богу, дабы не лишиться уготованного мне венца в Его Царстве».

Тогда мучитель повелел привязать Стефаниду к двум согнутым пальмам, которые, распрямившись, разорвали мученицу. После чего обезглавили и святого мученика Виктора.

Святые мученики Виктор и Стефанида пострадали за Христа в 175 году.

Святой Сухий, до крещения Баракад, или Багадрас, и его 16 сподвижников все были воинами и происходили из знатных княжеских родов Кавказской Албании, так называлась тогда территория, ныне принадлежащая Азербайджану. Все они находились на службе у армянского царя Артаксара, в армянском звучании – Арташакара, правившего с 88 по 123 годы. Баракад и его 16 воинов следовали в древнюю столицу Армении Арташат, которую в 163 году разрушили римские завоеватели, для сопровождения армянской принцессы Сатеник, ей предстояло стать женой властелина Армении.

В то время там с христианской проповедью находился христианин, по происхождению грек, Хризос, или святой Воскеанк, рукоположенный на служение апостолом Фаддеем, который получил Святого Духа вместе с другими первыми апостолами и отошел к Богу в 44 году после Р.Х.

Услышав его проповеди, все семнадцать знатных князей уверовали, решили посвятить свою жизнь Христу и просили окрестить их. Святой Хризос возрадовался этому благому желанию, и Сухий, тогда еще Баракад, со своими соратниками отправился вслед за Хризосом и его четырьмя учениками в Месопотамию, где их крестили всех в реке Евфрат, по другим источникам крещение произошло в реке Иордан. Некоторые свидетельства утверждают, что при крещении все крещаемые удостоились лицезреть стоящим на горе и присутствующего при этом Самого Спасителя, и в память об этом чуде воздвигли на месте, где им явился Сам Господь, честный крест, назвав его «Крест Благовещения». Также они получили от святого Хризоса новые имена: Андрей, Анастасий, Талале, Феодорит, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангиос, Полиевкт, Иаков, Фока, Доментиан, Виктор и Зосима.

Когда царица Сатеник узнала о том, что святой Хризос обратил в христианскую веру столько знатных и смелых военачальников, она крайне была разгневана и приказала вернуть их во дворец. Посланники царского двора настигли всех и потребовали, чтобы князья вернулись, на что святой Хризос ответил, что «они сами выбирали полезное себе». Слова эти прозвучали дерзостью, и тогда пришедшие за князьями казнили мученической казнью Хризоса и его учеников, но тронуть новообращенных не посмели, так как Сухий состоял с царем в родстве.

Похоронив своего учителя и его спутников-учеников, Сухий Месукевийский и его братия, среди которой был и Виктор Месукевийский, вернулись в Армению и поселились на горе Зрабаш возле деревни Багреванд. Позже гора Зрабаш была переименована в Сукавет в память о святом Сухие. Там они прожили отшельнической жизнью сорок четыре года до самой своей мученической кончины, как свидетельствует в «Слове», написанном во II веке, древний историк Татиан. От времени апостолов, первых христианских мучеников и проповедников, его отделяло не более века, и потому он был хорошо осведомлен об их жизни, подвигах и кончине. Вместо золотых доспехов все семнадцать бывших вельмож, в их числе и Виктор Месукевийский, ходили в самой простой одежде из шкур, вместо изысканных блюд и вин питались тем, что давала им скудная горная растительность, и пили ключевую воду. Все эти годы они славили Бога, молились, и молитва их становилась слаженней и сильнее и уподоблялась ангельской. Однако, несмотря на отшельничество, от них не укрыты были события, которые происходили в истории Малого Кавказа того времени.

Персидский царь Сапор, или Шапур, пошел войной на Армению, разорял и опустошал страну. И тогда святой Кондрат из числа братии попросил Сухия, чтобы все начали молиться о спасении народа от захватчиков. И святой Сухий, Кондрат, Виктор Месукевийские и все прочие с ними стали молиться Господу, говоря: «Смилуйся, Господи, над этой страной, ибо велико Твое милосердие. И хотя они и погрязли в грехах, но Ты – Господь и Создатель всех тварей, и от Тебя исходит заступничество и милость ко всем. Отврати от них меч гнева Своего, человеколюбивый и незлобный Боже, и Тебе подобает всяческая слава». И случилось чудо – по их святой молитве Сапор ушел из этих земель, и снова воцарился мир.

В 123 году по смерти Артаксара его преемник Датиан, или Датианос, узнал, что 17 князей его царства обратились ко Христу и оставили и посты, и все нажитое, и снарядил своих воинов на поход в горы, чтобы те вернули ослушников. Сухия с братией обнаружили и, увидев, не могли поверить, что это те самые блестящие князья. На все вопросы отшельники отвечали, что ушли от мира сознательно, ни за что не вернутся в мирскую суету и в жизни своей теперь полагаются лишь на волю Божию. Офицер по имени Барлап, по греческому звучанию Барнапос, стоявший во главе отряда, сулил им жизнь, полную богатства и почестей, но на все братия отвечала, что они отныне слуги Божии, и их ждут иные награды – возможность быть у Престола Божия. Барлап снова их спрашивал, неужели они готовы отдать свободу и родовитость за то, чтобы стать рабами Господа Распятого? Да, отвечали те, и свидетельствовали, что Христос – Бог их, и кто познает Его и примет Его, будет иметь большую из свобод: вечную жизнь при Нем в Царствии Небесном.

Видя, что святые упорствуют, Барлап приказал истязать их. Во время истязаний святой Кондрат, а вслед за ним и Сухий, и Виктор, и прочие мученики Месукевийские начали петь 21-й псалом, стихи 20, 21, 22, 23, где славится Господь и восхваляется Его могущество. Тогда разочарованный неудачей и разгневанный царедворец предал их мученической смерти, а останки по приказу Датиана велел разнести по всей горе, чтобы никто не мог найти их и похоронить, как того велит обычай.

Далее в свидетельствах о дальнейших событиях есть разница: одни источники говорят, что святым Иакову и Феодосию удалось избежать расправы, и они нашли и похоронили честные останки, а затем продолжили свою жизнь в тех же местах. К ним присоединились паломники, знавшие об этой братии, и со временем здесь образовалась общинная обитель. По другой версии, погибли все, и до IV века останки святых оставались непогребенными и нетленными. В начале того века святой Григорий Просветитель вместе со здешними христианами нашел останки святых и положил их во гробы, построив на месте их казни церковь, и основал монастырь. Чудесным образом сохранились их имена – они были начертаны на скале рядом с местом их казни. А рядом с местом, где были погребены святые, начал бить источник, воды которого могли исцелять проказу.

Все эти события происходили во II веке после Р.Х., но разные исторические источники указывают различные годы: по «Истории армян» Мовсеса Хоренаци – в 92 году, в пергаментной рукописи XI века Иверского монастыря в Афоне указан 100 год. Еще по одним сведениям это был 130 год.

Значение иконы

У иконы Святого мученика Виктора Месукевийского, как и у всех икон первомучеников, есть одно главное значение – напоминать, что сегодня нам дарована чудеснейшая возможность следовать за Христом, славить Бога, не опасаясь преследований, грозящих потерей земной жизни. И именно это, возможно, позволяет кому-то лишь внешне следовать за Ним. Святые первомученики, как и Виктор Месукевийский, готовы были отдать жизнь земную во имя жизни вечной. Много ли мы жертвуем Ему сегодня от нашего времени, от сердца, от имущества, наконец? Что мы готовы отдать, чем поступиться для спасения своей души? Вот вопросы, на которые стоит попробовать дать себе честный ответ тому, кто считает себя православным христианином. И когда нет таких испытаний в вере, что может стать лакмусовой бумагой для проверки ее крепости?

Наверное, одно: память и величайшая благодарность Господу за Его крестные муки во искупление всех, и память о наших святых, об известных и неизвестных первых христианах, отдавших свою жизнь за торжество веры истинной. Осмысление их подвигов, той духовной стойкости, с какой они принимали выпавшее на их долю, и сравнение себя с ними может многое дать человеку. Ведь, в сущности, они, стремясь во всем следовать за Христом, вслед за ним добровольно восходили на крест, каждый на свой, и тем самым так же приносили искупительную жертву за все грядущие поколения.

Так возблагодарим всех, кто дал нам возможность сегодня верить и любить Господа без оглядки, видя перед собой на иконе святого мученика Виктора Месукевийского и всю братию, что подвизалась на горе Сукавет, и снова скажем: «Слава Тебе, Господи! Дивен Бог во святых Своих!»

Свя-той му-че-ник Вик-тор был во-и-ном во вре-мя цар-ство-ва-ния им-пе-ра-то-ра Мар-ка Авре-лия Фило-со-фа (161-180). Ко-гда им-пе-ра-тор на-чал го-не-ние на хри-сти-ан, Вик-тор от-ка-зал-ся при-не-сти жерт-ву бо-гам. Та-кое обя-за-тель-ное жерт-во-при-но-ше-ние яв-ля-лось про-вер-кой пре-дан-но-сти во-и-на бо-гам, им-пе-ра-то-ру и оте-че-ству. Свя-той пре-дан был на му-че-ния, но про-шел сквозь все пыт-ки невре-ди-мым. Си-лой мо-лит-вы он по-бе-дил ча-ро-дея, ко-то-рый с тех пор от-ка-зал-ся от волх-во-ва-ний и стал хри-сти-а-ни-ном. По мо-лит-ве свя-то-го про-зре-ли вне-зап-но ослеп-шие во-и-ны. Ви-дя чу-де-са, яв-лен-ные Гос-по-дом через свя-то-го Вик-то-ра, мо-ло-дая бла-го-че-сти-вая су-пру-га од-но-го из му-чи-те-лей, Сте-фа-ни-да, от-кры-то про-сла-ви-ла Хри-ста, за что бы-ла пре-да-на лю-той каз-ни: ее при-вя-за-ли к двум со-гну-тым паль-мам, ко-то-рые, рас-пря-мив-шись, разо-рва-ли му-че-ни-цу. Свя-то-го му-че-ни-ка Вик-то-ра обез-гла-ви-ли. Му-че-ни-ки по-стра-да-ли в Да-мас-ке во II ве-ке, где и пре-да-ны по-гре-бе-нию их чест-ные остан-ки.

Полное житие мученика Виктора Дамасского

Во вре-ме-на им-пе-ра-то-ра Мар-ка Авре-лия (он же Ан-то-нин, 161-180 гг.), в го-ро-де Да-мас-ке (Си-рия) слу-жил во-и-ном хри-сти-а-нин Вик-тор, ро-дом из Ита-лии. Ко-гда им-пе-ра-тор при-ка-зал пре-сле-до-вать хри-сти-ан, во-е-во-да Се-ва-сти-ан по-тре-бо-вал от Вик-то-ра, чтобы он от-рек-ся от Хри-ста и при-нес жерт-ву идо-лам. «Ты во-ин на-ше-го ца-ря, и обя-зан ис-пол-нить его при-ка-за-ние», - за-явил Се-ва-сти-ан. «Нет, - от-ве-тил Вик-тор, - те-перь я во-ин Небес-но-го Ца-ря, и Ему од-но-му бу-ду слу-жить, а мерз-ких идо-лов я пре-зи-раю!» То-гда Се-ва-сти-ан пре-дал Вик-то-ра раз-лич-ным му-че-ни-ям. Па-ла-чи пе-ре-ло-ма-ли Вик-то-ру паль-цы на ру-ках и но-гах и вы-вер-ну-ли их из су-ста-вов. Во вре-мя пы-ток свя-той Вик-тор мо-лил-ся Бо-гу и му-же-ствен-но пе-ре-но-сил стра-да-ния.

По-том па-ла-чи ста-ли при-нуж-дать Вик-то-ра про-гло-тить мя-со, отрав-лен-ное кол-ду-ном. По-мо-лив-шись и пе-ре-кре-стив мя-со, му-че-ник Вик-тор про-гло-тил его. На гла-зах у всех про-изо-шло яв-ное чу-до: Вик-тор остал-ся невре-дим. Слу-чи-лось то, что Гос-подь неко-гда обе-щал Сво-им уче-ни-кам: «Ес-ли что смерт-но вы-пьют, не по-вре-дит им» (). Кол-дун, уви-дев, что Вик-тор ни-сколь-ко не по-стра-дал от его отра-вы, уве-ро-вал во Хри-ста. Он луч-ше дру-гих по-ни-мал, что ни-ка-кая зем-ная си-ла не мог-ла обез-вре-дить его страш-ней-ший яд.

То-гда свя-то-го Вик-то-ра под-верг-ли еще бо-лее тяж-ким пыт-кам. Сте-фа-ни-да, же-на од-но-го из во-и-нов, му-чив-ших Вик-то-ра, не мог-ла боль-ше смот-реть на тя-же-лые и со-вер-шен-но невин-ные стра-да-ния, ко-то-рым под-вер-га-ли му-че-ни-ка Хри-сто-ва и за-сту-пи-лась за него. Обе-зу-мев-шие от кро-ви па-ла-чи, вме-сто то-го, чтобы оста-но-вить-ся, озло-би-лись на Сте-фа-ни-ду и уви-де-ли в ней свою но-вую жерт-ву. Они при-вя-за-ли ее к двум на-кло-нен-ным паль-мам и разо-рва-ли на ча-сти. Так умер-ла Сте-фа-ни-да, бу-дучи еще со-всем мо-ло-дой: ей бы-ло толь-ко 15 лет. Убив Сте-фа-ни-ду, му-чи-те-ли воз-вра-ти-лись к ис-тя-за-ни-ям Вик-то-ра и обез-гла-ви-ли его. Свя-тые му-че-ни-ки Вик-тор и Сте-фа-ни-да по-стра-да-ли за Хри-ста в 175-ом го-ду.

Пе-ред сво-ей смер-тью му-че-ник Вик-тор пред-ска-зал па-ла-чам, что они умрут через 12 дней, а во-е-во-да через 24 дня бу-дет взят в плен. Так все и слу-чи-лось.

Из кни-ги еп. Алек-сандра (Ми-ле-ан-та)

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

===============
Мученик Виктор Дамасский

Виктор Дамасский (лат. Victor, греч. Βίκτωρ; II век) был христианином и служил в римской армии. В гонение на христиан его пытались принудить принести жертву языческим богам, но он отказался и был подвергнут пыткам. Среди них житие упоминает:
сломанные и выдернутые из суставов пальцы рук;
нахождение три дня в огненной печи подобно вавилонским отрокам;
отравленное мясо, не причинившее ему вреда;
вытягивание жил;
котёл с кипящим маслом;
выкалывание глаз;
сдирание кожи.
Видя мучения святого Виктора, некая христианка Стефанида открыто исповедала свою веру и была казнена. Святой Виктор был обезглавлен и, по преданию, из его тела вытекла кровь, смешанная с молоком.
Житие мученика Виктора известно на греческом, латинском и коптском языках. Между ними имеются следующие противоречия:
в латинском житие Виктор был уроженцем Киликии (Малая Азия), в греческих его родиной называется Италия;
латинская и греческая версия жития относит мученичество Виктора к правлению императора Антонина Пия (138—161 годы), а коптская редакция жития к периоду гонений императора Диоклетиана. По мнению исследователей мученичество Виктора должно быть отнесено к правлению императора Марка Аврелия (161—180 годы).
место смерти святого в пространных греческих житиях — Дамаск, в кратких житиях из синаксаря — Италию (например, в Минологии Василия II, коптские жития местом смерти называют Антиохию или Антиною Египетскую, а в латинских житиях — Александрия (в поздних из-за смешения Виктора Дамасского с Виктором Марсельским начинает указываться Сицилия или Марсель).
Для объяснения таких противоречий выдвигается две версии. Согласно первой существовало два мученика Виктора, один из которых пострадал в Египте, а другой в Сирии, и произошло слияние их культов, внесшее противоречия в жития. По другой версии святой Виктор скончался в Египте, но особое его почитание в Антиохии породило легенду о сирийском происхождении святого.
В греческих месяцесловах день памяти мученика Виктора помещают на 11 ноября (в отдельных синаксарях указывается 10 или 12 ноября), в латинским календарях — 14 мая (в отдельных изданиях встречаются также даты 11 января, 20 февраля, 1, 23, 24 апреля, 8 мая).
Относительно местонахождения мощей мученика нет однозначных данных. Известно о церкви в Антиохии, построенной на месте его мученичества. В XII веке мощи святого находились в Константинополе. О римской части мощей известно, что она до 1697 года находилась в церкви Святого Панкратия, потом была перенесена в кармелитский монастырь, а затем в церковь Святых Марцеллина и Петра. С 1906 года мощи святого Виктора находятся в итальянском городе Фано.
В православной иконографии мученика Виктора изображают молодым темноволосым с короткой округлой бородой, одетым в хитон и плащ. В руки помещают крест. Ерминия Дионисия Фурноаграфиота (XVIII век) кратко сообщает о нём — «Юный без бороды».
В западном искусстве Виктор также изображается как юный воин, в руки ему помещают пальмовую ветвь, знамя, меч или оливковую ветвь.

http://iconsv.ru/
*
==============

Великомученик Мина Котуанский
Святой великомученик Мина, родом египтянин, был воином и служил в городе Котуане под началом центуриона Фирмилиана во время царствования императоров Диоклитиана и Максимиана (284 - 305). Когда соправители начали жесточайшее в истории гонение на христиан, святой не пожелал служить гонителям и, оставив службу, удалился в горы, где подвизался в посте и молитве. Однажды во время языческого праздника святой пришел в город, в котором раньше служил. В разгар праздничных игрищ, смотреть которые сошелся весь город, раздался обличающий голос угодника Божия, проповедовавшего веру во Христа, Спасителя мира.
Перед судом правителя Пирра святой мужественно исповедал свою веру и сказал, что пришел сюда, чтобы обличить всех в злочестии. Святой Мина отверг предложение принести жертву языческим богам, принял жесточайшие муки, после которых был обезглавлен в 304 году. Тело святого мученика приказано было сжечь. Христиане ночью собрали в погасшем костре уцелевшие останки мученика, которые положили в храме его имени, построенном после прекращения гонений на месте страданий и кончины великомученика Мины.
День памяти: Ноябрь 11

Мученики Виктор и Стефанида
Святой мученик Виктор был воином
во время царствования императора
Марка Аврелия Философа (161 - 180).
Когда император начал гонение на
христиан, Виктор отказался принести
жертву богам.
Такое обязательное
жертвоприношение являлось проверкой
преданности воина богам,
императору и отечеству.
Святой предан был на мучения, но
прошел сквозь все пытки невредимым.
Силой молитвы он победил чародея,
который с тех пор отказался от
волхвований и стал христианином.
По молитве святого прозрели
внезапно ослепшие воины.
Видя чудеса, явленные Господом через святого Виктора, молодая благочестивая супруга одного из мучителей, Стефанида, открыто прославила Христа, за что была предана лютой казни: ее привязали к двум согнутым пальмам, которые, распрямившись, разорвали мученицу. Святого мученика Виктора обезглавили. Мученики пострадали в Дамаске во II веке, где и преданы погребению их честные останки.
День памяти: Ноябрь 11

Мученик Викентий Августопольский
Святой мученик Викентий с детства был учеником мудрого пастыря, епископа города Августополя (ныне Сарагосса, Испания), блаженного Валерия. Когда исполнилось время совершеннолетия, добродетельный, образованный и красноречивый Викентий был рукоположен епископом Валерием в диаконы. Так как сам епископ был косноязычным, то он благословил проповедовать Слово Божие и в храме, и в народе своему диакону, прекрасному оратору. По приказанию Диоклитиана (284 - 305), в Испанию, в город Валенсию, прибыл правитель Дациан с полномочиями разыскивать и казнить христиан. Правителю донесли о мудром епископе и его диаконе-проповеднике. Скованных старца и его ученика воины-всадники повлекли за собой из Августополя в Валенсию и избитых, измученных бросили в темницу, где им не давали ни пищи, ни воды. Первым допросу подвергли епископа. Старец говорил тихо, косноязычно, казалось, неуверенно. Тогда вперед вышел святой Викентий. Самую прекрасную проповедь в своей жизни произнес святой перед судьями и собравшимся народом, исповедуя и прославляя Бога, в Троице славимого, - Отца и Сына и Святого Духа. Отправив епископа назад в темницу, гонитель приказал мучить святого диакона. Многие пытки прошел мученик, его, распятого на кресте, били и жгли раскаленными прутьями. Когда он сорвался с креста, то сам с радостью взошел на него, прося палачей вновь пригвоздить себя, чтобы испытать крестные муки Спасителя. После пыток мученика бросили в темницу, и стража ночью с удивлением слышала, как он пел псалмы, видела в темнице неземной лучезарный свет. Наутро святого мученика предали сожжению. Это произошло в 304 году.
Дни памяти: Январь 26, Ноябрь 11

Преподобный Феодор Студит
Преподобный Феодор Студит родился в 758 году в Константинополе в семье сборщика царских податей Фотина и его супруги Феоктисты, благочестивых христиан. Серьезное и систематическое образование преподобный Феодор получил у лучших риторов, философов и богословов столицы.
В то время в империи широко распространилась ересь иконоборцев, которую поддерживал злочестивый император Константин Копроним (741 - 775). Взгляды императора-иконоборца и его двора решительно противоречили религиозному чувству Фотина, ревностного сторонника Православия, и он оставил государственную службу. Затем родители святого Феодора, по обоюдному согласию, раздав свое имение бедным, расстались и приняли монашеский постриг. Их сын Феодор вскоре стал широко известен в столице, участвуя в многочисленных тогда диспутах об иконопочитании. Совершенное ораторское искусство, свободное владение терминологией и логикой философов и, самое главное, глубокое знание христианской догматики, буквы и духа Священного Писания неизменно приносили победу в диспутах святому Феодору - ревностному обличителю иконоборческой ереси.
Церковные раздоры умирил VII Вселенский Собор, созванный по инициативе и под покровительством благочестивой императрицы Ирины. Своими установлениями Вселенский Собор как высший авторитет в жизни Церкви навсегда обличил и отверг иконоборчество.
Среди отцов Собора был блаженный Платон (память 5 апреля), дядя преподобного Феодора, долгое время подвизавшийся на Олимпе. Старец высокой жизни, блаженный Платон по окончании Собора призвал племянников - Феодора с братьями Иосифом и Евфимием - к иноческой жизни в пустыне. Братья с благодарностью приняли указание опытного в духовной жизни родственника.
Оставив Константинополь, они отправились в местечко Сакудиан, недалеко от Олимпа. Уединенность и красота того места, его труднодоступность для людей праздных, понравились старцу и его племянникам, и они решили остаться здесь. Постепенно к храму во имя святого Иоанна Богослова, который построили братья, начали стекаться жаждущие монашеского подвига. Так возник монастырь, игуменом которого стал блаженный Платон.
Жизнь инока Феодора была воистину подвижнической. Он трудился на самых тяжелых черных работах. Он строго хранил пост, каждый день исповедовался у своего духовного отца - старца Платона, открывая ему все дела и помыслы, тщательно исполнял его советы и наставления. Ежедневно Феодор уделял время духовным размышлениям, предстоял Богу с душой, не замутненной никаким житейским попечением, совершая как бы некое тайное служение Ему. Преподобный Феодор неопустительно читал Священное Писание и святоотеческие творения, среди которых наиболее близки были ему творения святителя Василия Великого.
Через несколько лет иноческой жизни, по настоянию духовного отца. преподобный Феодор принял сан пресвитера. Когда блаженный Платон ушёл на покой, братия единодушно избрала преподобного Феодора игуменом монастыря. Склоняясь перед желанием своего духовника, преподобный Феодор принял это избрание, но с ним возложил на себя еще большие подвиги. Братию он вразумлял примером своей добродетельной жизни, а также сердечными отеческими поучениями.
Когда император преступил церковные каноны, события внешней жизни нарушили благоговейную тишину монашеских келлий. Преподобный Феодор мужественно разослал по монастырям послания, в которых объявил императора Константина VI (780 - 797) отлученным от Церкви за разорение Божественных установлении о христианском браке. Преподобного Феодора и десятерых его сподвижников отправили в ссылку в город Солунь. Но и оттуда продолжал звучать обличающий голос преподобного. Святая Ирина, возвратившая себе престол, освободила преподобного Феодора в 796 году, передала ему опустевший при Копрониме Студийский монастырь. Скоро в обители святого собралось около 1000 иноков. Для управления монастырем преподобный Феодор написал устав иноческой жизни, получивший название Студийского. Преподобный Феодор выступал со многими посланиями против иконоборцев. За догматические сочинения, а также написанные им каноны и трипеснцы блаженный Феостирикт назвал преподобного Феодора "пламенным учителем Церкви".
Когда императорский престол захватил Никифор, свергнув благочестивую императрицу Ирину, и грубо нарушил церковные установления, своей властью приобщив к Церкви ранее отлученного пресвитера, преподобный Феодор вновь выступил с обличением императора. После истязаний преподобного вновь отправили в ссылку, где он пробыл более двух лет. Освободил преподобного кроткий и благочестивый император Михаил, сменивший на престоле убитых на войне с варварами Никифора и его сына Ставрикия. Смерть их задолго была предсказана преподобным Феодором.
Чтобы избежать междоусобной брани, император Михаил уступил престол своему военачальнику Льву Армянину. Новый император оказался иконоборцем. Святители и учители Церкви пытались вразумить нечестивого царя, но безуспешно. Лев запретил иконопочитание и отдал на поругание святые иконы. В ответ на такое беззаконие преподобный Феодор совершил с братией крестный ход вокруг монастыря с высоко поднятыми иконами и пением тропаря Нерукотворному образу Спасителя. Император гневно угрожал святому смертью, но Преподобный продолжал открыто утверждать верующих в Православии. Тогда император отправил преподобного Феодора и его ученика Николая в ссылку, сначала в Иллирию в крепость Метопу, затем в Анатолию в Бониту. Но из заточения исповедник продолжал борьбу с ересью.
Истязаемые палачами, которых посылал в Бониту император, почти лишенные пищи и питья, покрытые язвами, едва живые, Феодор и Николай всё переносили с молитвой и благодарением Господу. В Смирне, куда мучеников перевели из Бониты, преподобный исцелил от лютой болезни воеводу - царского племянника и единомышленника, велев ему покаяться в совершённых злодеяниях иконоборчества. Однако тот вновь впал в ересь и умер.
Льва Армянина, убитого его же воинами, сменил, хотя и нечестивый, но веротерпимый император Михаил II Травлий. Новый император освободил из заточения всех православных отцов и исповедников, однако запретил иконопочитание в столице. Преподобный не захотел вернуться в Константинополь и решил поселиться в Вифинии в городе Херсонесе, близ церкви святого мученика Трифона. Несмотря на тяжелый недуг, преподобный Феодор ежедневно совершал Божественную литургию, поучал братию. Предуведав свою кончину, святой призвал братию и завещал им хранить Православие, почитать святые иконы и соблюдать монастырский устав. Затем он повелел братии взять свечи и петь канон на исход души. При пении слов "во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси" - преподобный Феодор отошел ко Господу, в 826 году.
В тот же час было видение преподобному Илариону Далматскому (память 6 июня). Воссиял свет небесный, послышалось пение и был Голос: "Это душа преподобного Феодора, пострадавшего даже до крови за святые иконы, отходит ко Господу".
Преподобный Феодор при жизни своей и по смерти совершил много чудес: призывающие его имя избавлялись от пожаров, от нападений диких зверей, получали исцеления, воздавая благодарение Богу и Его святому угоднику - преподобному Феодору Студиту.
26 января празднуется память перенесения мощей преподобного Феодора Студита из Херсонеса в Константинополь в 845 году.
Дни памяти: 26 января 11 ноября

Блаженный Максим Московский, Христа ради юродивый
Блаженный Максим, Христа ради юродивый, жил в Москве. О его родителях, времени и месте рождения ничего не известно. Святой Максим избрал один из самых трудных и тернистых путей ко спасению, добровольно, Христа ради, приняв на себя личину юродивого. Летом и зимой Максим ходил почти совсем нагим, перенося с молитвой и зной, и холод. Он говорил: "Хоть люта зима, но сладок рай". Русь очень любила своих юродивых, ценила их глубочайшее смирение, внимала их мудрости, высказанной доходчиво и афористично народным языком пословиц. И слушали юродивых все: от великих князей до последнего бедняка.
Блаженный Максим жил в тяжелые для русского народа времена. Татарские набеги, засухи, эпидемии разоряли и губили людей. Святой говорил обездоленным: "Не всё по шерсти, ино и напротив... За дело побьют, повинись, да пониже поклонись; не плачь битый, плачь небитый; оттерпимся, и мы люди будем; исподволь и сырые дрова загораются; за терпение даст Бог спасение". Но не только слова утешения говорил святой. Его гневных обличении страшились сильные мира сего. Блаженный Максим говорил знатным да богатым: "Божница домашня, а совесть продажна; всяк крестится, да не всяк молится; Бог всякую неправду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь".
Скончался блаженный Максим 11 ноября 1434 года и был погребен у церкви святых князей Бориса и Глеба. У мощей святого угодника Божия стали происходить чудесные исцеления. В 1547 году в окружной грамоте митрополита Макария предписывалось: "Пети и праздновати на Москве новому чудотворцу Максиму, Христа ради юродивому". В том же году 13 августа были обретены нетленными мощи блаженного Максима. Церковь Бориса и Глеба, в ограде которой был похоронен святой, сгорела в 1568 году. На ее месте построена была новая церковь, которую освятили во имя святого Максима, Христа ради юродивого. В этом храме были положены честные мощи святого Максима.
Дни памяти: Август 13, Ноябрь 11

Святой мученик король Стефан Дечанский
Святой Стефан был старшим сыном короля Милутина. Мученической была его земная жизнь, мученической была и кончина. Его отец, по наущению мачехи Стефана, отослал сына в монастырь Пантократор в Константинополе, приказав ослепить его в дороге. Святитель Николай Чудотворец явился святому Стефану и сказал: «Не бойся, Стефан, твои очи поручены мне и в надлежащее время я верну их тебе». Стефан провел пять лет в строжайшей аскезе, которую совершал, как совершенный монах. Он прославился своею мудростью; по его совету Император выслал из столицы еретика Варлаама. С чудесно возвращенным зрением Стефан вернулся в родную Сербию, где правил в течении десяти лет. Он построил Дечанский монастырь, один из прекраснейших памятников сербского благочестия, в котором его нетленные мощи почитаются даже местными мусульманами.
Дни памяти: Июнь 30 (Перенесение мощей), Август 30 (Серб.), Ноябрь 11

Преподобный Мартирий Зеленецкий
Преподобный Мартирий Зеленецкий, в миру Мина, происходил из города Великие Луки. Родители его, Косма и Стефанида, умерли, когда ему не было еще десяти лет. Воспитывал его духовный отец, священник городского Благовещенского храма, и мальчик все более и более прилеплялся душой к Богу.
Овдовев, его наставник принял иночество с именем Боголеп в Великолукском Троице-Сергиевом монастыре. Мина часто посещал его в обители, а затем и сам принял там постриг с именем Мартирий. Семь лет неослабно трудились Господу учитель и ученик в одной келлии, соревнуя друг другу в подвигах труда и молитвы. Инок Мартирий нес послушания келаря, казначея и пономаря.
В это время Матерь Божия впервые проявила Свое особое попечение о преподобном Мартирий. В полдень он задремал на колокольне и увидел на огненном столпе образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. Инок с трепетом приложился к нему, горячему от столпа огненного, и проснувшись, еще ощущал этот жар на своем челе.
По духовному совету преподобного Мартирия тяжело больной инок Аврамий ходил на поклонение чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери и получил исцеление. Преподобный проникся горячей верой в заступление Богоматери. Он стал молить Царицу Небесную, чтобы Она указала, куда ему укрыться для прохождения подвига совершенного безмолвия, к которому стремилась его душа. Преподобный тайно удалился в пустынное место за 60 верст от Великих Лук. Как пишет сам преподобный в своих записках, "в той пустыни принял я великие страхования от бесов, но я молился Богу, и бесы были посрамлены". В письме к старцу Боголепу преподобный просил благословения на пустынножительство, но духовник посоветовал Мартирию вернуться в общежитие, где он был полезен братии. Не дерзая ослушаться и не зная, как поступить, святой Мартирий отправился в Смоленск на поклонение чудотворной иконе Божией Матери Одигитрии и чудотворцу Авраамию (память 21 августа). В Смоленске святому явились в сонном видении преподобные Авраамий и Ефрем и успокоили его возвещением, что ему Господом назначено жить в пустыне, "где Бог благословит и Пресвятая Богородица наставит".
Тогда преподобный направился к Тихвинской обители, уповая, что там Матерь Божия разрешит окончательно его недоумения. И действительно, инок Аврамий, который в благодарность Матери Божией за исцеление навсегда остался в той обители, поведал ему о сокровенной пустыни, над которой ему было видение сияющего Креста Господня. Получив на этот раз благословение старца, преподобный Мартирий взял с собой две малые, одинаковой меры иконы - Живоначальной Троицы и Пресвятой Богородицы Тихвинской и отправился в пустынь, именовавшуюся Зеленой, ибо она возвышалась красивым зеленым островом среди лесистой топи.
Жестоко, многоболезненно было житие преподобного в этой пустыни, но ни холод, ни лишения, ни дикие звери, ни козни врага не смогли поколебать его решимости претерпеть испытания до конца. Он поставил часовенку в прославление и благодарение Господа и Пречистой Богородицы, в которой вновь удостоился увидеть во сне образ Богоматери, на этот раз - плывущий по морю. Справа от иконы явился Архангел Гавриил и пригласил инока приложиться к образу. После колебаний преподобный Мартирий вступил в воду, но образ стал погружаться в море. Тогда преподобный взмолился, и его тотчас волна перенесла с образом на берег.
Пустыня освятилась жизнью отшельника, и в нее стали приходить многие, не только, чтобы назидаться словом и примером преподобного, но и для водворения вместе с ним. Умножившееся братство учеников побудило преподобного построить церковь во Имя Живоначальной Троицы, куда он поставил и свои моленные иконы. Во свидетельство благодати Божией, почившей на обители преподобного Мартирия, инок Гурий сподобился видеть над церковным крестом сиявший на небе Крест.
Так было положено начало Троицкому Зеленецкому монастыря - "Зеленой Мартириевой пустыни". Господь благословлял труды преподобного, и благодать Божия видимо воссияла на нем самом. Далеко распространилась слава о его прозорливости и даре исцелений. Многие именитые новгородцы стали посылать приношения в обитель. На средства благочестивого боярина Федора Сыркова была построена теплая церковь, освященная в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в память о той, первой церкви в Великих Луках, откуда он мальчиком начал свой путь к Богу.
От Пречистой Богородицы преподобный продолжал получать благодатные подкрепления. Однажды в тонком сне Матерь Божия Сама явилась ему в келлии, на лавке, в большом углу, где стояли иконы. "Я глядел, не отрываясь, на Ее святой лик, на очи, исполненные слез, готовых капнуть на пречистое лицо Ее. Встал я ото сна и был в ужасе. Зажег свечу от лампады, чтобы посмотреть, не сидит ли Пречистая Дева на месте, где я видел Ее во сне. Подошел я к образу Одигитрии и убедился, что воистину явилась мне Богородица в том образе, как изображена Она на иконе моей", - вспоминал преподобный.
Вскоре после этого (около 1570 года) преподобный Мартирий принял в Новгороде от архиепископа (Александра или Леонида) священство. Известно, что в 1582 году он был уже игуменом.
Позже Господь даровал Зеленой пустыни еще более богатого благотворителя. В 1595 году в Твери святой Мартирий исцелил умирающего сына бывшего Касимовского царя Симеона Бекбулаговича, помолившись пред своими иконами Живоначальной Троицы и Тихвинской Божией Матери и возложив образ Пресвятой Богородицы на грудь больному. На пожертвования благодарного Симеона были построены церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Иоанна Златоуста- Небесного покровителя исцеленного царевича Иоанна.
В 1595 году царь Феодор Иоаннович дал монастырю жалованную грамоту, утвердив основанный преподобным монастырь.
Достигнув глубокой старости и приготовляясь к смерти, преподобный Мартирий ископал себе могилу, поставил в ней своими руками сделанный гроб, и много плакал там. Почувствовав близкое отшествие, преподобный созвал братию и умолял своих чад о Господе иметь непоколебимую надежду на Пресвятую Живоначальную Троицу и всецело возложить упование на Матерь Божию, как и он всегда уповал на Нее. Приобщившись Святых Христовых Таин, он дал братии благословение и со словами: "Мир всем православным", - в духовном веселии почил о Господе 1 марта 1603 года.
Преподобный был погребен в ископанной им самим могиле близ церкви Богоматери, а затем его святые мощи покоились под спудом в церкви Пресвятой Троицы, под подвальным храмом в честь святого Иоанна Богослова. Бывший инок Зеленецкого монастыря, митрополит Казанский и Новгородский Корнилий (+ 1698), составил службу и написал житие преподобного Мартирия, использовав личные записки и завещание преподобного.
Дни памяти: Март 1, Ноябрь 11