Праздник ашура - день поминовения внука пророка мухаммеда имама аль-хусейна ибн али. Ашура — судьбоносный день в истории человечества

Праздник ашура - день поминовения внука пророка мухаммеда имама аль-хусейна ибн али. Ашура — судьбоносный день в истории человечества

‘Ашура’ – десятый день месяца аль-Мухаррам . В этот день Ноев ковчег подплыл к суше, и посланник Господа Ной всю оставшуюся жизнь постился в этот день в благодарность Господу . Также именно на этот день пришлось спасение Моисея и его народа от зла фараона, который был потоплен вместе со своим войском . Моисей тоже постился в этот день всю оставшуюся жизнь в благодарность Аллаху за спасение. Пророк Мухаммад (да благословит Господь и приветствует) постился в этот день до своего переселения в Медину . После прибытия посланника Божьего в Медину, на десятый день месяца аль-Мухаррам, он увидел, что иудеи также постятся. Узнав причину, он подтвердил своим сподвижникам желательность поста, оговорив, что это вознаграждаемо и является причиной искупления прегрешений одного года. Более того, арабы-бедуины постились в этот день еще до начала пророческой миссии Мухаммада и меняли покрывало Каабы именно в этот день .

Хадисы про день ‘Ашура’

Пророк Мухаммад сказал: «Лучший пост после [поста в месяц] Рамадан – в месяц Божий аль-Мухаррам. Лучшая молитва[-намаз] после обязательных [пяти] – молитва[-намаз] ночью [до начала зари]» .

‘Аиша передала: «День ‘Ашура’ был днем поста для арабов еще до начала пророческой миссии [Мухаммада] . Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) соблюдал этот пост. Когда же он [заключительный Божий посланник] прибыл в Медину, то как сам постился в этот день, так и приказал другим поститься. После установления месяца Рамадана месяцем обязательного поста он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто желает, тот может поститься [в ‘Ашура’], а кто не желает, тот может не поститься» .

«Аль-Аш‘ас ибн Кайс зашел однажды к ‘Абдулле Ибн Мас‘уду в день ‘Ашура’. Увидев, что тот трапезничает, он воскликнул: «Сегодня же ‘Ашура’?!» ‘Абдулла ответил: «В этот день [строго] постились до утверждения обязательного поста в месяц Рамадан. После [обязательность] отпала. Если ты не постишься, то присоединяйся к трапезе» .

От ‘Абдуллы ибн ‘Умара передается: «До пророческой миссии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) арабы постились в день ‘Ашура’. Пророк постился в этот день вместе со сподвижниками до становления месяца Рамадан месяцем обязательного поста. Когда это произошло, посланник Божий сказал: «Воистину, ‘Ашура’ является одним из дней Аллаха (Бога, Господа). Кто пожелает, тот может поститься в этот день, а кто не желает, может не поститься» . Ибн ‘Умар постился в этот день только тогда, когда это совпадало с днями его дополнительных постов .

Абу Муса аль-Аш‘ари сказал: «Иудеи возвеличивали и считали священным день ‘Ашура’. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поститесь в этот день [и] вы [о мусульмане]» .

Ибн ‘Аббас рассказал: «По прибытии в Медину [через некоторое время, когда наступил месяц аль-Мухаррам] Пророк застал иудеев постящимися в день ‘Ашура’. Он спросил у них: «Что это за день, в который вы соблюдаете пост? [В чем причина вашего поста именно в этот день?]». Ему ответили: «Это – великий день! Аллах (Бог, Господь) спас Мусу (Моисея) и народ его [от зла их врага] именно в этот день, утопив фараона вместе с войском. Поэтому Муса (Моисей) постился в этот день в благодарность [Творцу]. И мы соблюдаем пост в этот день». Посланник Господа воскликнул: «Мы [мусульмане] более первостепененны относительно [оставленного] Мусой (Моисеем) [являясь представителями заключительного этапа религиозного развития человечества]». Пророк Мухаммад постился сам и приказал другим» .

Му‘авия ибн Абу Суфьян передал: «Я слышал, как пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Этот день – ‘Ашура’, поститься не обязательно (не фард). Я соблюдаю пост. Вы же поступайте по желанию (как хотите)» , .

Есть хадис, в котором оговаривается, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) незадолго до смерти сказал: «Если наступит следующий год, тогда, с Божественного на то благословения (ин ша’ал-ла), будем соблюдать пост на девятый день [месяца аль-Мухаррам]». Но до ‘Ашура’ следующего года он (да благословит его Всевышний и приветствует) не дожил .

В своде хадисов имама Ахмада приведен хадис, где пророк Мухаммад говорит: «Поститесь в день ‘Ашура’ и не будьте [излишне] похожи на иудеев. Поститесь [также] день до него и день после» .

Итак, можно заключить, что наиболее предусмотрительным является поститься на девятый, десятый и одиннадцатый дни месяца аль-Мухаррам. Также можно поститься на девятый и десятый дни или только на десятый . В то же время нужно не забывать, что во всех трех случаях пост является дополнительным , но воздаяние за него велико: «Пост в день ‘Арафа является причиной искупления грехов прошедшего года и будущего, а пост в день ‘Ашура’ – искупления грехов прошедшего» , . Имам ан-Навави, комментируя хадисы о прощении грехов, сказал: «В первую очередь компенсируются незначительные прегрешения человека (сагаир). Если таковых нет, то снижается бремя больших грехов (кабаир). Если последние также отсутствуют, то повышается степень праведности человека пред Богом» .

Пост в день ‘Ашура’ в очередной раз подтверждает единство корней монотеистических религий, в том числе и в религиозной практике.

Ответ на вопрос про день ‘Ашура’

Известно, что день ‘Ашура’ у мусульман-шиитов сопровождается глубоким трауром. Имеет ли это обоснование в Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует)?

В соответствии с Сунной Пророка день ‘Ашура’ является исторически примечательным днем, как было сказано ранее, и днем, в который дополнительный пост значительно вознаграждаем. Ничего другого в достоверной Сунне относительно этого дня не оговаривается .

Что касается траура у мусульман-шиитов, то это результат исторического совпадения гибели Хусейна, внука пророка Мухаммада, и дня ‘Ашура’. Убит он был именно в десятый день месяца аль-Мухаррам. Сторонники Хусейна сделали этот день траурным, выдумав в оправдание своего новшества некоторое количество хадисов. Те же, кто способствовал гибели внука Пророка, сделали этот день праздником, также внедрив в практику выдуманные хадисы, якобы оправдывающие каноническую обоснованность этого. Такого рода фанатизм и нововведения строго отвергаемы Исламом и неприемлемы. Ученые-мухаддисы исключили все эти недостоверные хадисы из религиозного обихода, однако на уровне народных обычаев это встречается и сегодня.

Слепой и глухой фанатизм делит людей на противоборствующие стороны, делает их врагами, когда они должны бы быть пред Богом родными душами. В Коране сказано: «И воистину, это - мой путь, являющийся прямым, следуйте же ему. Не следуйте путям, которые удаляют вас от стези Господа [удаляют вас от веры]. Завещает Он [Господь миров] вам это, возможно, вы будете богобоязненны [оживете душою, прозреете и начнете отличать добро от зла, стремясь делать первое и не искать оправданий последнему]» (Св. Коран, 6:153).

См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 29. С. 219; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 307.

Св. х. Ахмада. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 309, 310 и 311.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 438, хадис № 128–(1130).

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 592, хадис № 2002; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 311.

Св. х. ат-Табарани. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 310.

См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 452, хадис № 202–(1163) и похожий по смыслу хадис № 203–(1163); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 8. С. 54 и 55, хадис № 202–(1163) и пояснение к нему; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 276, хадис № 2429, «сахих».

Также см., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 243, хадисы № 739 и 740.

У ‘Икримы однажды спросили об этом. Он ответил: «Однажды племя курайшитов совершило нечто греховное. Это отяготило их сердца. Им сказали: «Поститесь в день ‘Ашура’. Это поспособствует искуплению греха». См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 309; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 259; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 399.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 592, хадис № 2002; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 436, хадис № 113–(1125); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 277, хадис № 2442, «сахих».

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 592, хадис № 2001; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 436, хадис № 115–(1125).

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 437, хадис № 124–(1127).

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1362, хадис № 4503.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 436, хадис № 117–(1126); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 277, хадис № 2443, «сахих».

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 563, хадис № 1892; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 436, хадис № 119–(1126).

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 438, хадис № 129–(1131); аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 593, хадис № 2005.

См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 310.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 438, хадис № 128–(1130); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 8. С. 9, хадис № 128–(1130).

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 593, хадис № 2004; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 277, хадис № 2444, «сахих».

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 592, хадис № 2003; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 438, хадис № 126–(1129).

Также хадисы по теме см., например: См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4, с. 256, 257, хадисы № 1706, 1707, 1709-1713; Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 232, 233, хадисы № 665, 666, 667; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1. С. 439–440; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 339, хадисы № 2442–2444; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 2. С. 470–473; ас-Сан‘ани А. Аль-мусаннаф [Свод хадисов]. В 11 т. Бейрут: аль-Мактаб аль-ислами, 1983. Т. 4. С. 285–291, хадисы № 7831–7852.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 439, хадис № 133–(1134); аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 260, хадис № 1714; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 277, хадис № 2445, «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 308.

См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 260, хадис № 1714 (последний риваят); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 308.

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 308.

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 309.

Человек верующий понимает, что такого рода хадисы не допускают совершения грехов на протяжении лет, будто грехи могут быть быстро искуплены одним-двумя днями поста. Такого рода хадисы раскрывают суть, благодать (баракят) и великую ценность пред Богом некоторых дней, совершение благих дел в которые наиболее примечательно, и, если хотите, – выгодно в плане благостности в этой жизни и в вечности.

Хадис от Абу Катады; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 451, хадис № 197–(1162); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 312, хадис № 5055, 5057, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1701.

См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 8. С. 51, хадис № 197–(1162); аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари [Опора гостя]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 1. С. 267, 268; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 255; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 398.

См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 29. С. 221.

Существуют такие недостоверные хадисы: «Кто будет щедр в этот день к своей семье, к тому будет щедр Аллах (Бог, Господь) на протяжении последующего года» и «Кто помажет сурьмой глаза в день ‘Ашура’, у того они никогда не будут болеть». Имеется несколько хадисов такого рода, но все они, по мнению ученых-хадисоведов, являются недостоверными или выдуманными (мавду‘). См., например: аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 253, хадис № 2641 и пояснение к нему; аль-Албани М. Сильсиля аль-ахадис ад-да‘ифа и аль-мавду‘а [Серия недостоверных и выдуманных хадисов]. В 4 т. Ар-Рияд: аль-Ма‘ариф, 1992. Т. 2. С. 89.

Наступил месяц аль-Мухаррам!

✅ Со слов ‘Абдуллы ибн ‘Амра, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Наилучшим постом после поста в месяце Рамадан, является пост в месяце Аллаха – аль-Мухаррам». Муслим 1163.

Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Пророк, мир ему и благословение Аллаха, назвал аль-Мухаррам – месяцем Аллаха, а причисление этого месяца к Аллаху указывает на его почетность и достоинство”. См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 89.

Кто-то может спросить: Если добровольный пост в месяц аль-Мухаррам, является наилучшим постом, то почему тогда нет сообщений от сподвижников, чтобы Пророк, мир ему и благословение Аллаха, постился в этот месяц усердно, как скажем в месяц ша’бан, о котором ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила: « Ни в одном месяце Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не постился больше, чем в ша’бане». аль-Бухари 1970, Муслим 1156.
Ответ на это дал имам ан-Навави, сказавший: “Одной из причин, по которой Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не постился в месяце Мухаррам так же усердно, как он постился в Ша’бане, может являться то, что знание о превосходстве поста в Мухарраме могло быть ниспослано ему в конце жизни”. См. “Шарх Сахих Муслим” 8/232.

✅ Также месяц аль-Мухаррам выделяется тем, что в нём великий день ‘Ашура, который выпадает на десятое число.

Абу Къатада передал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Я надеюсь на Аллаха, что пост в день ‘Ашура послужит искуплением грехов прошедшего года!» Муслим 1162.

Имам ат-Тыби сказал: “Слово «надеюсь» связано со словами «на Аллаха», что указывает на обязательность того, что данное обещание произойдет”. См. “аль-Кашиф ан хакъаикъ ас-Сунан” 5/1608.

Абу Джабаля рассказывал: “Я был в пути вместе с Ибн Шихабом (аз-Зухри) и он соблюдал пост дня ‘Ашура. Когда ему сказали: «Ты соблюдаешь пост ‘Ашура в пути, а пост месяца Рамадан в пути не соблюдаешь?» Он ответил: «Поистине, Рамадан можно восполнить в другие дни, а день ‘Ашура восполнить уже нельзя!»” аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 5/335.

Следует ли соблюдать пост в день ‘Ашура с днем до него или после?
Ибн ‘Аббас рассказывал:

« Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постился в день Ашуры и приказал своим сподвижникам делать тоже самое, они сказали: “О посланник Аллаха, это – день, который чтят иудеи и христиане”. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: Следующий год, даст Аллах, мы будем поститься и девятого числа . Но перед наступлением следующего года Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, скончался » . Муслим 1/151.

‘Ата рассказывал: “Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллаха, постился день до (‘Ашура) и день после него”. ат-Табари в “Тахзиб аль-асар” 1430. См. “Ма сах мин асар ас-сахаба” 2/675.

Также смысл желательности поститься в ‘Ашура с днем до и после в том, чтобы не упустить этот великий день, в случае неправильного вычисления наступления месяца Мухаррам. Они сказали, что хадис: «Следующий год, даст Аллах, мы будем поститься и девятого числа» Муслим 1/151, разъясняет другой хадис Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, который сказал: «Если, даст Аллах, я доживу до следующего года, то буду поститься и девятого числа, из-за опасения упустить день ‘Ашура». ат-Табарани в “аль-Кабир” 10817. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 350.
Шу’ба рассказывал: “Ибн ‘Аббас соблюдал пост в день ‘Ашура даже будучи в пути, постясь также с днем до и после него, опасаясь упустить этот день”. ат-Табари в “Тахзиб аль-асар” 597.
Относительно поста в день ‘Ашура, имам Ибн аль-Къаййим сказал: “Пост в этот день имеет три вида:
Наилучший из них – это пост с днем до и днем после него.
Затем следующий вид – это соблюдение поста в девятый и десятый день, и на это указывают большинство хадисов.
И после этого идет соблюдение поста только в день ‘Ашура, десятого числа”. См. “Задуль-ма’ад” 2/76.

Является ли день ‘Ашура праздником ‘Ид?
Абу Муса аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, рассказывал:

« День ‘Ашура был у иудеев праздником/‘Ид/, и поэтому Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: А вы поститесь в этот день! » аль-Бухари 2005, Муслим 1131.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “В этом хадисе указание на запрет избирать день ‘Ашура праздником. Соблюдения поста в этот день указывает на то, что этот день не праздник”. См. “Лятаиф аль-ма‘ариф” 112.

❗ Упомянутый хадис ясно указывает на то, что день ‘Ашура не является ‘Идом в Исламе! Да, за пост в день ‘Ашура уготована великая награда, однако это вовсе не означает, что этот день является праздником у мусульман. И на основании этого становится ясным ошибка многих мусульман, которые считают, что день ‘Ашура является ‘Идом, и по этой причине готовят еду, приуроченную к этому дню для раздачи, угощения и т.п. Нет на правомочность этого в Исламе никакого указания. Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа говорил: “Нет ни одного указания на это ни от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ни от сподвижников, ни от одного из имамов, ни указания в четырех мазхабах. Нет на это ни одного достоверного сообщения, ни в одной книге хадисов, будь то книги “Сахих”, “Сунан” или “Муснад”. См. “Маджму’уль-фатава” 25/299.

День Ашура в исламе – мусульманский праздник, который отмечается уже несколько веков. Верующие соблюдают особые правила, многие придерживаются поста в День Ашура.

Когда начинается праздник День Ашура в 2019 году?

Он приходится на десятый день месяца Мухаррам. Само название праздника происходит от арабского слово «ашара» – десять. В 2019 году День Ашура наступает на 9 сентября.

История и традиции праздника День Ашура

Расскажем об истории и традициях праздника. День Ашура в исламе – это день траура, соблюдаемого многими приверженцами этой религии. В этот день погиб внук пророка Мухаммада – Хусейн (626-680 гг.), его брат Аббас и 70 их сторонников.

В память об их мученической смерти шииты совершают в День Ашура ежегодные траурные церемонии (тазия). Они проходят во многих странах: Азербайджане, Афганистане, Иране, Ливане, Пакистане, Иране и др.

Процессии проходят под аккомпанемент оркестров, играющих печальные мелодии. В Иране, Ираке и других государствах устраиваются уличные представления, во время которых некоторые участники шествий наносят удары цепями и кинжалами, бьют себя кулаками в грудь.

Мусульмане-шииты соблюдают траур в память о мученической смерти Хусейна первые десять дней месяца, а также в течение всего месяца проводят различные религиозные обряды.

В день Ашура верующие также вспоминают о том, что в десятый день месяца Мухаррам Адам каялся о совершенной им ошибке, и Всевышний принял его покаяние.

Пост в День Ашура

Многие мусульмане соблюдают пост в День Ашура. Эта традиция имеет давнюю историю. Как гласит предание, пророк Мухаммад, приехав в Медину, узнал, что иудеи в этот день постятся в память о спасении пророка Мусы (Моисея) и сынов Израиля от войска египетского Фараона (Фираун).

Мухаммед счел, что мусульмане не менее достойны следовать традиции пророка Мусы, стал поститься сам и повелел делать это своим сподвижникам.

Согласно сунне Пророка, пост в день Ашура лучше соблюдать два дня (9-го и 10-го либо 10-го и 11-го числа месяца Мухаррам).

Что нельзя делать в День Ашура?

В прежние времена, до обязательного соблюдения мусульманами поста в месяце Рамадан, в День Ашура всем верующим также предписывалось соблюдать строгий пост.

Однако затем мусульмане-сунниты стали расценивать его как желательный, но все же добровольный. У мусульман-шиитов пост в День Ашура по прежнему обязателен.

Его соблюдают до захода солнца, а затем накрывают праздничный стол. К нему подают ашуре – кушанье из нута, пшеницы, фасоли и сухофруктов, а также блюда из фасоли, чечевицы и мяса. Детей угощают сладким печеньем (чареки) и шербетом.

День Ашура приходится на 10-й день священного для мусульман месяца мухаррам. Само название «Ашура» происходит от арабского слова «ашара», что означает «десять». В 2009 году день Ашура отмечается 26 декабря (10 мухаррама 1431 года по хиджре).

По преданию в этот день Пророк Мухаммед произнес памятные слова: «О люди, спешите делать добро в этот день, ибо этот день великий, благословенный. Аллах благословил в этот день Адама».

В мусульманской традиции день Ашура посвящается воспоминанию многих важных событий священной истории: сотворению небес, земли и моря; рождению Адама; выходу пророка Нуха (Ноя) из Ковчега; решению пророка Ибрахима (Авраама) принести в жертву своего сына Исмаила (в библейской традиции - Исаака); окончанию страданий пророка Айуба (Иова); спасению Мусы (Моисея). Кроме того, 10 мухаррама считается днем совершения в грядущем Страшного Суда.

Сначала отношение к месяцу мухаррам у всех мусульман было одинаковым, но в 61 году хиджры (10 октября 680 года по григорианскому календарю) в битве при Кербеле (совр. Ирак) были убиты имам Хусейн - младший сын Али ибн Аби Талиба и внук Пророка Мухаммеда, его брат Аббас и их 70 сподвижников. По свидетельству источников, с ними «поступили так, как не поступали у всех народов с худшими из людей: их убивали жаждой и мечом, сжигали, прибивали их головы к кресту, пускали по их телам лошадей».

После этих событий содержательная сторона дня Ашура у мусульман-шиитов приобрела другое значение . В память о мученической смерти имама Хусейна и его сподвижников 10 мухаррама шииты соблюдают строгий пост и траур, а также устраивают особые театрализованные представления, воспроизводящие эпизоды битвы при Кербеле и гибели имама. На площадях и улицах сооружаются помосты, на которых разыгрываются эти представления - траур, поминки, оплакивание и т. д. Непременными атрибутами этих представлений являются пустые кувшины и меха для воды, символизирующие страдания от жажды, светящийся тенур (печь), куда по преданию, была спрятана голова Хусейна, саваны и куски черной траурной ткани, кинжалы, топоры, камни, цепи и стрелы.

По городам и селениям в дни траура проходят шествия скорбящих, которые несут черные знамена; некоторые участники шествия бьют себя кулаками в грудь и наносят удары цепями и кинжалами. Шествия сопровождаются громким плачем и восклицанием: «Шах Хусейн, вах, Хусейн!» (отсюда произошло европейское название этого обычая - «шахсей-вахсей»). В знак скорби женщины много рыдают: считается, что слезы, пролитые в эти дни, являются благословенными и излечивают от различных болезней, их даже собирают в особые сосуды - слезницы. Во дворах мечетей или в специально отведенных для этого местах устраиваются собрания с чтением повествований о страданиях имама Хусейна и его сподвижников.

Мусульмане в этот день посещают мечеть для участия в общей молитве, а особенно благочестивые люди дают благотворительные обеды, на которых много рассказывается об имаме Хусейне и его семье, о роде Алидов и Пророке Мухаммеде.

Впервые мусульмане-шииты открыто отметили Ашуру как траур по имаму Хусейну в 963 году в Багдаде. Центром траурных торжеств вскоре стал город Кербела, где имам Хусейн принял мученическую смерть и где по преданию погребено его тело. В день праздника туда съезжаются паломники-шииты со всего мира.

Мусульмане-сунниты тоже чтят память имама Хусейна, но траур и пост в день Ашуры для них не являются обязательными.

Согласно мусульманской традиции, если кто посетит больного в день Ашура , то это будет равносильно тому, как если бы он посетил всех детей Адама. Тот человек, который в этот день даст напиться страдающему от жажды, получит за это вознаграждение, как если никогда не ослушивался Аллаха. Кто совершит полное омовение в день Ашура, будет защищен от страданий и многих болезней. Кто проведет ночь, предшествующую дню Ашура, в поклонении (ибадате), а утро будет поститься, будет сохранен от ужаса предсмертной агонии. Кто будет щедр с людьми, находящимися в материальной зависимости от него, то Всевышний проявит Свою щедрость к такому человеку в течение целого года.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Сегодня, 21 сентября, начинается новый 1439 год по хиджре. Первый месяц мусульманского лунного календаря называется мухаррам, что буквально переводится как «запретный» (от слова «харам»). Мухаррам был одним из четырех запретных месяцев, в которые нельзя было начинать войны.

Самый знаменательный день этого месяца – это 10-ый день месяца, день Ашура, в который мусульмане по традиции держат пост. Также в этот день считается желательным проявлять щедрость к своей семье и принимать гостей.

Однако с этим месяцем связаны некоторые ложные практики. У арабов бытовали предрассудки, согласно которым этот месяц считался несчастливым для брака (и некоторых других дел). Мусульмане-шииты устраивают в день Ашура траурные церемонии – во время которых особо рьяные фанатики наносят себе увечья — в память о трагической гибели в этот день внука Пророка (мир ему и благословение) имама Хусейна и его сторонников (да будет доволен ими Аллах) в местечке Кербела. Следует помнить, что подобные вещи не поощряются нашей религией и не соответствуют шариату.

Более подробно об этом месяце и его особенностях рассказано далее.

Как называется первый месяц исламского календаря, и что это слово означает?

Мухаррам – это первый месяц мусульманского лунного года, слово «мухаррам» буквально означает «запретный». Даже в доисламскую эпоху этот месяц считался священным, во время которого было запретно начинать войны и проливать кровь.

О каких четырех священных месяцах говорится в Коране и хадисах?

В Коране сказано:

«Поистине, число месяцев у Аллаха – двенадцать (лунных) месяцев (и это было записано) в писании Аллаха [в Хранимой Скрижали] в тот день, (когда) Он сотворил небеса и землю. Из них – четыре запретных (месяца) (в которые Аллах запретил воевать)» (9, 36).

В число этих четырех месяцев, в соответствии с подлинными хадисами, входят: Зуль-када, Зуль-хиджжа, Мухаррам и Раджаб. Святость этих месяцев соблюдалась в шариатах предыдущих пророков.

Какой день в месяце Мухаррам – самый значимый?

10-ый день месяца Мухаррам, который называется днем Ашура.

Какие особенные действия совершал в этот день наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха)?

Он (мир ему и благословение Аллаха) держал пост в этот день. Госпожа Аиша (да будет доволен ей Аллах) передает, что, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, он держал пост в этот день и предписал своим сподвижникам поступать так же.

Какая другая община соблюдала пост в 10-ый день месяца Мухаррам во время жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и почему?

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передает, что, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вошел в Медину и обнаружил, что иудеи в этот день держат пост, он спросил их: «Что это за день, в который вы держите пост?» Они ответили: «Это день, когда Аллах спас пророка Мусу (мир ему) и его общину, и потопил фараона и его армию. Муса (мир ему) постился в знак благодарности Аллаху – поэтому мы также постимся в этот день». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал тогда: «Мы более достойны следовать за Мусой (мир ему), чем вы, и мы ближе к нему, чем вы». После этого он держал пост в этот день и велел сахабам поступать так же (Муслим, Абу Дауд).

Святость и значимость дня Ашура имеют какое-то отношение к мученической смерти Хусейна (да будет доволен им Аллах), внука Пророка (мир ему и благословение Аллаха)?

Многие люди ошибочно считают 10-ый день месяца Мухаррам днем траура в память о мученической смерти Хусейна (да будет доволен им Аллах). Нет сомнения, мученическая смерть имама Хусейна (да будет доволен им Аллах) является одним из самых трагических эпизодов нашей истории. Тем не менее, святость дня Ашура не может быть отнесена к этому событию по той простой причине, что святость этого дня была предписана Пророком (мир ему и благословение Аллаха) намного раньше, чем произошло рождение Хусейна (да будет доволен им Аллах). Наоборот, одним из достоинств господина Хусейна (мир ему и благословение Аллаха) является то, что он принял мученическую смерть в день Ашура. Святость дня Ашура также установлена из шариата предыдущих пророков.

Допустимо ли сооружать в день Ашура т.н. «тазия» (деревянные помосты, представляющие собой мавзолеи мучеников Кербелы) для парадов на улицах (как это делают шииты)?

Нет, такие вещи запретны. Имран ибн Хасан (да будет доволен им Аллах), как передается в сборнике хадисов Ибн Маджа, сообщает, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) однажды увидел, что люди сняли верхнюю одежду и надели (особые) рубашки в знак траура. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был очень недоволен этим, заявив, что это обычай времен невежества, который следует отменить. Из этого хадиса следует, что запрещено выражать траур путем особых церемоний, ношения особой одежды и иным образом.

Допустимо ли заключать браки в месяце Мухаррам?

Это еще одно заблуждение о месяце Мухаррам, что это месяц зла и несчастий вследствие трагического инцидента с имамом Хусейном. Вследствие этого заблуждения люди избегают вступать в браки в это время. Такое суеверие противоречит учению Корана и Сунны, где говорится, что приход Ислама упразднил все понятия о несчастных месяцах и днях. Если считать, что смерть какого-то известного человека делает несчастным этот день на все будущие времена, то вряд ли какой-то день в году будет свободным от такого невезения, поскольку каждый день кто-то из людей умирает, в том числе значительные и праведные люди. Подобные суеверия следует забыть, как не заслуживающие нашего внимания.

Это также ошибочная практика – плакать и совершать разные траурные церемонии в память мученической гибели имама Хусейна (да будет доволен им Аллах). Событие в Кербеле является одним из самых трагических событий нашей истории, но Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил нам проведение траурных церемоний по случаю смерти любого человека. Люди во время джахилийи (невежества) имели обыкновение оплакивать своих умерших родственников или друзей, громко причитая по ним, разрывая свою одежду и царапая свои щеки и грудь. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил мусульманам делать все это, повелев им соблюдать терпение в несчастьях, говоря: «Инна лиЛЛяхи ва инна илейхи раджиун». По этому поводу имеется множество подлинных хадисов. В одном из них сказано: «Не из нашей общины тот, кто бьет себя по щекам, рвет свою одежду и кричит, уподобляясь людям джахилийи». Все ученые единодушны во мнении, что такое выражение скорби запретно. Сам имам Хусейн (да будет доволен им Аллах) незадолго до своей кончины советовал своей любимой сестре Зайнаб (да будет доволен ей Аллах) не оплакивать его смерть подобным образом. Он сказал ей: «Моя дорогая сестра, если я умру, ты не должна рвать одежду, царапать лицо, проклинать кого-то или желать своей смерти». То есть, сам праведный человек, в память которого проводятся подобные церемонии, осуждал такие действие. Каждый мусульманин должен избегать этой практики и соблюдать заповеди Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его любимого внука имама Хусейна (мир ему и благословение Аллаха).

Что считается желательным и дозволенным совершать в день Ашура (10-ого числа месяца Мухаррам)?

1. Считается мустахаб (желательным) поститься в этот день.

2. Также допустимо (мубах) более щедро (чем в иные дни) тратить на нужды своей семьи в соответствии со своими возможностями.