Наблюдение как метод психодиагностики. Наблюдение как исследовательский метод Суть наблюдения как метода

Наблюдение как метод психодиагностики. Наблюдение как исследовательский метод Суть наблюдения как метода

Дополнительная

Основная

Литература

План

Тема. Методы социальной психологии.

Лекция 4.

Цель: сформировать представление о методах социальной психологии

1. Метод наблюдения

2. Метод анализа документов

3. Метод опроса

4. Метод социометрии

5. Метод групповой оценки личности (ГОЛ)

7. Эксперимент

1. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.

3. Методология и методы социальной психологии/ Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1977.

4. Методы социальной психологии /Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Л.: ЛГУ, 1977.

Методы социальной психологии являются в известной мере междисциплинарными и применяются в других науках, к примеру в социологии, психологии, педагогике. Развитие и совершенствование социально-психологических методов происходят неравномерно, что определяет трудности их систематизации. Весь набор методов обычно подразделяют на две группы: методы сбора информации и методы ее обработки . При этом существуют и другие классификации методов. К примеру, в одной из широко известных классификаций выделяются три группы методов, а именно: методы эмпирического исследования (наблюдение, анализ документов, опрос, групповая оценка личности, социометрия, тесты, аппаратурные методы, эксперимент); методы моделирования; методы управленческо-воспитательного воздействия . Причем выделœение и классификация методов социально-психологического воздействия особенно важны для методологии социальной психологии. Значение последних связано с усилением роли социальной психологии в решении социальных проблем.

Наиболее часто в социальной психологии используют следующие методы сбора эмпирических данных.

Метод наблюдения - это метод сбора информации путем непосредственного, целœенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях. Метод наблюдения может использоваться как один из центральных, самостоятельных методов исследования.

Классификация наблюдения производится по различны основаниям . Учитывая зависимость отстепени стандартизации техники наблюдения принято выделять две основные разновидности этого метода: стандартизированное и нестандартизированное наблюдение. Стан­дартизированная техника предполагает наличие разработанного списка признаков, которые предстоит наблюдать, определœение условий и ситуаций наблюдения, инструкции для наблюдения, едино­образных кодификаторов для регистрации наблюдаемых явлений. Сбор данных при этом предполагает последующую их обработку и анализ посредством приемов математической статистики. Нестандартизированная техника наблюдения определяет лишь общие направления наблюдения, где результат фиксируют в свободной форме, непосредственно в момент восприятия или по памяти. Данные этой техники обычно представлены в свободной форме, возможна также и их систематизация с помощью формальных процедур.

Учитывая зависимость отроли наблюдателя в изучаемой ситуации различают включенное {участвующее) и невключенное (простое) наблюдения . Включенное наблюдение предполагает взаимодействие наблю­дателя с изучаемой группой как полноправного ее члена. Исследователь имитирует свое вхождение в социальную среду, адаптируется к ней и наблюдает события в ней как бы ʼʼизнутриʼʼ. Существуют разные виды включенного наблюдения исходя из степени информированности членов изучаемой группы о целях и задачах исследователя. Невключенное наблюдение регистрирует события ʼʼсо стороныʼʼ, без взаимодействия и установления отношений с изучаемым лицом или группой. Наблюдение может проводиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия. Главный недостаток включенного наблюдения связан с воздействием на наблюдателя (его восприятие и анализ) ценностей и норм изучаемой группы. Исследователь рискует утратить необходимую нейтральность и объективность при отборе, оценке и интерпрета­ции данных. Типичные ошибки : сокращение впечатлений и их уп­рощение, банальное их истолкование, реконструкция событий к среднему, выпадение ʼʼсерединыʼʼ событий и др.
Размещено на реф.рф
Вместе с тем, вызывают серьезные затруднения трудоемкость и организационная сложность данного метода.

По условию организации методы наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (наблюдения в условиях эксперимента). Объектом наблюдения являются отдельные люди, малые группы и большие социальные общности (к примеру, толпа) и социальные процессы, происходящие в них, к примеру паника. Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невер­бальные акты поведения индивида или группы в целом в определœенной социальной ситуации. К наиболее типичным вербальным и невербальным характеристикам относят: речевые акты (их содержание, направленность и последовательность, частота͵ продолжительность и интенсивность, а также экспрессивность); выразительные движения (экспрессия глаз, лица, тела и т. п.); физические действия, т. е. касания, толчки, удары, совместные действия и т. п. Иногда наблюдатель фиксирует происходящие события, используя обобщенные черты, качества человека или наиболее типичные тенденции его поведения, к примеру доминирование, подчинœение, дружелюбие, аналитичность, экспрессивность и т. д.

Вопрос о содержании наблюдения всœегда конкретен и зависит от цели наблюдения и теоретических позиций исследователя относительно изучаемого феномена. Главная задача исследователя на стадии организации наблюдения - определить, в каких актах поведения, доступных наблюдению и фиксации, проявляется интересующее его психологическое явление или свойство, и выбрать наиболее существенные, наиболее полно и достоверно характеризующие его признаки. Выбранные характеристики поведения {единицы наблюдения ) и их кодификаторы составляют так называемую ʼʼсхему наблюденияʼʼ.

Сложность или простота схемы наблюдения влияет, на надежность метода. Надежность схемы зависит от числа единиц наблюдения (чем их меньше, тем она надежнее); их конкретности (чем признак абстрактнее, тем сложнее его фиксировать); сложности умозаключений, к которым приходит наблюдатель при классификации выявленных признаков. Надежность схемы наблюдения обычно проверяют с помощью контроля данных со стороны других наблюдателœей, а также иными методами (к примеру, использование сходных схем наблюдения, экспертная оценка) и повторным наблюдением.

Результаты наблюдения фиксируются в соответствии со специ­ально подготовленным протоколом наблюдения. Наиболее распро­странены следующие способы регистрации данных наблюдения: фактологический , предполагающий фиксацию всœех случаев проявле­ния единиц наблюдения; оценочный , когда проявление признаков не только фиксируется, но и оценивается с использованием шкалы ин­тенсивности и шкалы времени (к примеру, длительность акта пове­дения). Результаты наблюдения должны быть подвергнуты качественному и количественному анализу и интерпретации.

Основными недостатками метода считают: а) высокий субъективизм при сборе данных, привнесенный наблюдателœем (эффекты ореола, контраста͵ снисходительности, моделирования и др.) и наблюдаемыми (эффект присутствия наблюдателя); б) преимущественно качественный характер выводов наблюдения; в) относительная ограниченность в обобщении результатов исследования. Пути повышения надежности результатов наблюдения связаны с использованием надежных схем наблюдения, технических средств фиксации данных, с минимизацией эффекта присутствия наблюдателя и зависят от тренировки, опыта исследователя.

Метод наблюдения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Метод наблюдения" 2017, 2018.

Любой человек, получая ту или иную информацию, анализирует, обобщает и запоминает ее, а затем использует в своих действиях. Обычный очевидец тех или иных событий делает это, как правило, бессистемно, от случая к случаю.

Социологическое наблюдение — это всегда направленное, систематическое, непосредственное «отслеживание» и фиксация социально значимых явлений. Оно не только служит целям получения значимой информации, но и может быть само подвержено проверке.

Фиксация какого-либо явления (а она обязательна) может происходить при помощи различных средств — специальных бланков или дневников, аудио-, видео- и фотоаппаратуры и других технических средств наблюдения.

Основными типами наблюдения считаются невключенное и включенное , подразумевающее анонимное присутствие исследователя в обследуемом им объекте, когда исследователь имитирует вхождение в группу, адаптируется в ней, как правило, анонимно и анализирует происходящие в ней события «изнутри».

Примеров «включенного» наблюдения, проведенных российскими социологами, немного. В 1980-х гг. ленинградец А.Н. Алексеев уволился из Института социально-экономических исследований АН СССР, где работал старшим научным сотрудником, и инкогнито устроился рабочим на Завод полиграфических машин, где собрал богатый материал о жизни трудового коллектива. Этот социолог не просто констатировал те или иные факты, но и вводил экспериментальные факторы изнутри, т.е. был не только исследователем, но активным участником событий, происходивших среди рабочих. По итогам своего наблюдения Алексеев опубликовал ряд работ, посвященных «социологии наблюдающего участия».

Однако у исследователей, применяющих метод наблюдения, возникают трудности, связанные с тем, что они иногда теряют объективность, вживаясь в роль «активиста». Итогом «включенного» наблюдения, как замечает В.А. Ядов, нередко является эссе, а не строго научный трактат. Кроме того, некоторые специалисты сомневаются в этичности маскировки социолога под рядового участника событий.

Положительный эффект использования этого метода бесспорен: исследователь получает прямые, яркие впечатления от наблюдаемых людей, что позволяет ему понять и объяснить те или иные их поступки, правильно оценить сплоченность, или, напротив, противоречия в группе.

Общая особенность наблюдения как метода сбора первичной информации проявляется в способности анализировать частности: характер поведения, жесты, мимику, выражение эмоций отдельных лиц и целых групп. Иногда этот метод используют наряду с другими методами сбора информации для оживления колонок бесстрастных цифр — результатов различных опросов. Наблюдение незаменимо для изучения активности населения на митингах, массовых общественно-политических мероприятиях, поведения студентов во время неформального общения и т.д.

Применению метода наблюдения предшествует составление плана, где указываются средства сбора информации, сроки исследования, объем финансирования, а также число самих наблюдателей. Последние должны обладать высокой квалификацией, быть внимательными, общительными, уметь контролировать свое поведение, знать теорию социологии, отраслевые социологии, которые используются в конкретном исследовании, а также средства и технику наблюдения, материалы и документы, регламентирующие деятельность изучаемого объекта. Для будущих специалистов-наблюдателей целесообразно организовать ряд практических занятий (наблюдений) в полевых или лабораторных условиях, что позволит выявить типичные для наблюдателя ошибки, выработать полезные поведенческие приемы наблюдения, правила составления документов. Занятия обычно проводятся опытным социологом.

Существуют типовые инструкции проведения исследования. В них указываются: последовательность этапов и процедур наблюдения, оценки действий наблюдаемых, способы фиксации информации и интерпретации полученных данных, образцы составления отчета.

Обычно вначале проводится пробное исследование с тем, чтобы вскрыть возможные ошибки, неточности, преувеличения. В ходе дальнейшего наблюдения оно может пригодиться как для руководителя проекта, так и для самого наблюдателя. Этот метод особенно важен для выработки гипотезы общего исследования.

Таким образом, в процессе наблюдения исследователь проводит непосредственную и целенаправленную фиксацию социальных фактов, отмечая конкретные действия людей и регистрируя в режиме реального времени развитие социальных явлений и процессов. Важными преимуществами наблюдения как метода считаются наличие непосредственной связи между исследователем и исследуемым объектом, гибкость, оперативность и относительная дешевизна в применении.

Вопросы для самопроверки и обсуждения

1. Какие виды тестов вы знаете?

2. В чем состоят особенности тестов учебных достижений?

3. Назовите этапы разработки теста и обоснуйте их последовательность.

4. Каковы могут быть цели теста учебных достижений?

5. Каким образом исследователь выбирает цели тестирования?

6. Назовите типичные ошибки при формулировке тестовых заданий. Приведите примеры.

7. В каких случаях предъявляются более мягкие требования

к психометрической проверке теста?

8. Что обязательно должно входить в психометрическую проверку любого теста?

Практические задания

1. Проведите анализ разработки теста, пример которого приведен в материалах для выполнения практических заданий.

2. Подготовитесь к выполнению самостоятельной работы по

3. Разработайте тест по одной из тем данного учебного пособия, в котором должно содержаться по 2 задания каждой формы

и по 2 задания каждого из уровней сложности.

4. Проанализируйте тест, разработанный однокурсником.

3.5. Наблюдение как метод исследования

Под наблюдением обычно понимают целенаправленный сбор сведений о фактах поведения и деятельности человека в различных естественных условиях. Именно этими признаками наблюдение как метод объективного научно обоснованного исследования отличается от обычных случайных или намеренных житейских способов получения информации о людях или событиях.

Основные требования к наблюдению как методу исследования

Одним из основных требований к наблюдению как методу является целенаправленность, предполагающая наличие четкой целевой установки, в соответствии с которой наблюдатель и дифференцирует определенные факты поведения наблюдаемых.

Наличие цели предполагает, что, изучая личность или какоелибо педагогическое явление, мы не можем наблюдать за их проявлениями вообще, что более характерно для обыденного наблюдения. Наблюдение должно носить избирательный, или выборочный, характер. Причем отбор фактов осуществляется не стихийно, а в соответствии с конкретной целью в конкретных ситуациях и в процессе конкретных видов деятельности. Выбор цели наблюдения также не случаен. Он определяется как конечной целью самого исследования, так и теоретическими представлениями наблюдателя об изучаемом явлении. Именно в соответствии с теоретическими воззрениями и происходит отбор фактов, в которых может проявиться изучаемое явление. Это придает наблюдению объективный характер. Теоретические представления о сущности, особенностях проявления, закономерностях функционирования и развития наблюдаемых свойств или явлений позволяют определить план наблюдения: наметить задачи наблюдения (что наблюдать), показатели, признаки, конкретные акты поведения или протекания процесса (что фиксировать), ситуации и виды деятельности (когда наблюдать), средства и способы наблюдения (как наблюдать). План обычно фиксируется в виде схемы, которая может иметь различный характер в зависимости от целей и предмета наблюдения.

Не менее важным требованием является систематичность наблюдения, которая предполагает, что наблюдение должно быть не разовым, не от случая к случаю, а проводиться неоднократно в соответствии с планом, регулярно либо через определенные промежутки времени. Наблюдение в повторяющихся и изменяющихся условиях позволит определить, чем объясняются наблюдаемые изменения изучаемого явления: не поддающимися учету изменениями в условиях изучаемой деятельности или поведения, либо различиями в организации наблюдения, либо действительными закономерностями протекания и развития самих исследуемых личностных особенностей.

Эффективное использование метода наблюдения требует особой подготовки и необходимости прохождения всех этапов процедуры, включающей: определение задачи и цели наблюдения, исходя из общих целей исследования и возможностей метода (что позволяет ответить на вопрос «для чего наблюдать?»); вы-

бор объекта, предмета и ситуаций наблюдения на основе цели, теоретических представлений об изучаемом явлении и условий деятельности («что наблюдать?»); выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее эффективного в данных условиях («как наблюдать?»); выбор способа регистрации («как вести запись?»); обработку и интерпретацию полученной информации.

Условия, в которых проходит наблюдение, должны носить

естественный для испытуемых (наблюдаемых) характер. Это предполагает не только и не столько естественность обстановки, так как целью исследования может быть и изучение характера реагирования личности на необычность условий, сколько минимизацию «возмущающей» роли наблюдателя. Этого можно добиться двумя путями: либо заменить наблюдателя специальной регистрирующей аппаратурой (произведение фото-, видеосъемки скрытой камерой), либо привести поведение наблюдателя в соответствие с требованиями естественности. Оба способа не универсальны и имеют свои «плюсы» и «минусы». Первый способ позволяет не только обеспечить естественность, но и повысить объективность наблюдения, однако технически сложен и порождает много этических проблем, связанных с проникновением в тайну личности; второй не требует особых затрат, но предполагает высокий уровень квалификации исследователя. В качестве специальных приемов, уменьшающих влияние наблюдателя, обычно используют: объяснение своего присутствия приемлемой для наблюдаемого целью; естественное включение в деятельность, которой занимаются наблюдаемые; создание специальных условий для того, чтобы «примелькаться», частое появление в соответствующей среде; занятие своим делом без обращения внимания на испытуемых и пр.

Целью наблюдения является максимально возможная объективность в получении информации. Поэтому грамотный наблюдатель должен очень хорошо отличать факт поведения от впечатления, оценки, мнения, иными словами – от собственной интерпретации этого поведения. Выполнить это требование достаточно трудно, именно здесь чаще всего кроются ошибки специалистов, недостаточно овладевших методом наблюдения. Связано это с целым рядом обстоятельств. С одной стороны, чрезвычай-

но сложно, а в некоторых случаях и невозможно, отделить в сознании наблюдателя процесс описания фактов от их интерпретации. Эта особенность закреплена и в языковых формах: «внимательный взгляд», «добрая улыбка», «мягкие движения», «напряженная поза» и пр. Казалось бы, такое описание фактов как раз и дает исследователю возможность в свернутом виде получить необходимую информацию об изучаемой личности, однако проблема заключается в том, что в процессе жизни у человека складываются свои собственные эталоны восприятия экспрессивного поведения, которые, к сожалению, зависят не только от глубины его познаний и многообразия жизненного опыта, но и от некоторых индивидуальных особенностей – пола, возраста, отдельных свойств личности, а также во многом и от того, какие признаки невербального и речевого поведения оказались в поле зрения наблюдателя. Поэтому каждый наблюдатель должен не только учитывать свою собственную личность при использовании данного метода, но и уметь «развернуть» процесс, подтвердить сложившееся впечатление конкретными, объективными фактами.

С другой стороны, исключение всякой интерпретации, ограничение оценки внешними реакциями человека в процессе наблюдения за ним могут привести к обеднению содержания получаемых сведений. Найти эту «золотую середину» непросто, а умение отделять факты от их интерпретации требует специального обучения так же, как и умение фиксировать результаты наблюдения, что является еще одним обязательным условием эффективности применения метода.

В связи с тем, что главным инструментом исследователя в процессе наблюдения является его личность, эффективность результата обеспечивается не только умениями соблюдать все вышеуказанное, но и некоторыми личностными качествами, такими, как хорошее распределение внимания, высокий уровень чувствительности зрительного, слухового, кинестезического анализаторов, развитая оперативная и долговременная память, рефлексивный стиль познания, сензитивность, эмоциональная подвижность, высокий контроль собственных эмоций, общительность, достаточно развитый невербальный интеллект. Вместе с тем агрессивность, высокий уровень притязаний, эгоцентризм, выраженный конформизм, низкий интеллект препятству-

ют эффективному наблюдению, особенно при опоре на невербальные характеристики поведения. 84

Виды наблюдения и их краткая характеристика

Говоря о наблюдении как о методе исследования выделяют несколько его видов: включенное и невключенное, открытое и скрытое, сплошное и выборочное, внешнее и внутреннее и др.

Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам на определенное время становится членом той общности или группы, которая стала объектом исследования. Причем для остальных он выступает не как наблюдатель, а как равноправный член группы, принимающий наравне со всеми участие, например, в учебно-трудовой, профессиональной или общественной деятельности. Таким образом, наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и имеет возможность получить информацию как бы изнутри.

Например, среди книг, посвященных проблемам преступного, антиобщественного поведения в США, особое место занимает работа американского психолога У. Уайта «Общество на углу улицы». Исследуя формирование ценностных ориентации и норм в группах подростков и молодежи, собирающихся по вечерам на углах улиц и перекрестках, У. Уайт прожил в этой среде длительное время. Систематическое включенное наблюдение позволило ему увидеть такие закономерности формирования общественной направленности стихийных групп, которые не были замечены никем из других исследователей той поры.

Невключенное наблюдение – это наблюдение извне, «со стороны», когда исследователь не принадлежит к числу участников наблюдаемой группы. Тщательно спланированное и четко организованное невключенное наблюдение является важной составной частью любого исследования. Оно позволяет заметить такие моменты, которые сложно отследить членам общности в связи с эмоциональной вовлеченностью в ситуацию. Невключенное наблюдение часто используется при подготовке программы исследования, для уточнения и конкретизации гипотез, определения принципов организации и методов основного исследования.

84 Методы социальной психологии. – Л.: ЛГУ, 1977. – 247 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М.:Учпедгиз, 1946. – 704 с.

В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к наблюдаемым выделяют наблюдение открытое и скрытое (инкогнито). Наиболее часто в практике школы применяется открытый вид наблюдения, т. е. учащиеся знают, что в определенных ситуациях они являются объектом специального изучения. При скрытом наблюдении люди не подозревают, что ведется наблюдение за их поведением и деятельностью. В этом случае нередко используются специальные записывающие устройства, скрытые телекамеры, существуют специальные комнаты со стенами односторонней видимости (стенки Гезелла). Разумеется, скрытое наблюдение лишь тогда является орудием научного познания, когда оно не имеет ничего общего с подсматриванием и подслушиванием. Проведение скрытого наблюдения требует строгого со-

блюдения этических норм и принципов.

Сплошное, или систематическое, наблюдение предполагает регулярный в течение определенного времени сбор информации

о всех возможных особенностях личности на основе описания и анализа ее поведения. Как правило, при таком подходе к изучению используется и специальная форма фиксации сведений, чаще всего в виде дневниковых записей. Такой вид наблюдения дает, прежде всего, информацию о факторах и закономерностях формирования и развития личности, педагогического процесса, так как позволяет составить наиболее полное их описание. Однако он трудоемок и ограничен возможностью постоянного контакта с наблюдаемыми. При несистематическом, или выборочном, наблюдении из всего многообразия поведенческих реакций или педагогических явлений вычленяется только определенная группа объектов наблюдения, касающаяся проявления конкретных изучаемых свойств и качеств личности или фрагментов, этапов педагогического процесса. Осуществить технически этот вид наблюдения намного проще, чем предыдущий, однако большую сложность представляет подготовительный этап: отбор тех признаков, которые будут необходимы и достаточны для изучения именно той характеристики, которая выбрана предметом наблюдения.

В зависимости от направленности сознания наблюдателя выделяют также наблюдение внешнее и внутреннее, т. е. наблюдение за другими и самонаблюдение. Фактически все предыдущее

изложение касалось внешнего наблюдения, поэтому остановимся подробнее на особом виде наблюдения – за самим собой.

Современная наука рассматривает самонаблюдение85 как дополнительный, хотя в ряде случаев, особенно в практической деятельности, необходимый способ организации познания личности. Сложность его использования заключается в том, что практически невозможно одновременно действовать и наблюдать за действием, переживать и наблюдать за переживанием, думать и изучать процесс мышления. Такое наблюдение искажает естественную картину поведения. Переключение внимания на собственную психическую активность оказывает, с одной стороны, подавляющее влияние на сам процесс, с другой стороны, имеет внушающий характер, т. е. может изменить поведение, переживание, ход течения мысли. Поэтому человеку, который пользуется методом самонаблюдения, необходимо сформировать у себя установку: намерение наблюдать за собой не должно рождаться во время переживания, подлежащего наблюдению.

Второй важнейшей проблемой, которая ограничивает возможности применения этого вида наблюдения, является бедность психологического словаря подавляющей части населения. Мы часто затрудняемся в подборе и поиске слов для описания собственных состояний и действий, вычленения отдельных фактов, организации анализа. Поэтому необходимым условием повышения эффективности наблюдения является предварительное составление определенного перечня вопросов, отвечая на которые, человек сможет собрать необходимую информацию о себе.

Наконец, еще одно ограничение, не позволяющее применять этот вид наблюдения без дополнительной проверки результатов: искренность с самим собой часто не менее сложна, чем с другими. Это определяется в первую очередь особенностями Я- концепции наблюдателя и сформированностью установки на самодоверие и самоуважение.

Одним из вариантов наблюдения может быть назван «метод описания значимых ситуаций», разработанный Е. С. Кузьминым. Суть его заключается в том, что для понимания личностных или групповых характеристик исключительно важное значение мо-

85 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М.:Учпедгиз, 1947. – 704 с.

жет иметь то, как личность или группа ведет себя в необычных ситуациях, как реагирует на них, находит пути решения проблем и конфликтов, которые и привели к созданию таких значимых ситуаций.

Организация наблюдения, интерпретация результатов и условия их использования

Готовясь к наблюдению и выбирая те конкретные признаки, на которые должен обращать внимание исследователь в процессе изучения личности или группы, может идти, как минимум, двумя путями: от гипотезы и от фактов.

Первый подход предполагает, что мы имеем достаточно четкие представления о том, какими поведенческими показателями характеризуется то или иное психическое или педагогическое явление и как можно их зарегистрировать. Задача, стоящая перед наблюдателем, в данном случае упрощается. Зная феноменологию изучаемого явления или свойства, он фиксирует лишь наличие, частоту, интенсивность проявления выбранных признаков или их отсутствие в какой-то ограниченный промежуток времени. Интерпретация результатов проводится на основе анализа характера и сопоставления полученных данных с первоначальной гипотезой.

Такой подход является эффективным, как правило, в случае выбора конкретных целей наблюдения: изучения отдельных свойств и качеств, отдельных, частных сторон человеческого поведения или педагогического процесса. При этом наблюдатель опирается на уже обобщенные в научных исследованиях результаты, касающиеся описания феноменологии тех или иных явлений. В качестве примеров можно привести некоторые более или менее развернутые описания отдельных сторон личности, которые могут быть использованы как схемы наблюдения.

Так, в работах Г. И. Щукиной рассматриваются признаки, которые можно считать показателями проявления познавательных интересов на уроке: вопросы учителю по теме урока; обмен мнениями по теме урока с соседями по парте; удивление, звучащее в речевых высказываниях; радость узнавания, выражающаяся в речи и мимике; выразительные движения (ощупывание, прислушивание, разглядывание); поза наблюдателя; широко от-

крытые глаза; улыбка; сосредоточенно сдвинутые брови; минимальная отвлекаемость на уроке; тишина в классе. 86

В исследованиях, проводимых в летнем лагере школьников под руководством В. Ньюстеттера, была разработана 9-балльная шкала, характеризующая изменение личностных отношений у детей от сердечности до враждебности (табл. 19).

Таблица 19

Изменение личностных отношений у детей

Характер отношения

Проявления в поведении

Физическое

выражение

Прикасаться, гладить и пр.

симпатии

Знаки особого располо-

Давать, одалживать, приглашать, пред-

жения в доброжелатель-

ном смысле

товарищеского

Игровая возня, шепот, смех, улыбки,

расположения

совместная работа, высказывания, при-

общение других

Случайные разговоры

Беседы, которые на обязательны для

занятия, приветствия

нейтральное,

Вопросы, согласие, одобрение, похвала,

еще позитивное

любезность, одолжение, выполнение

маленьких просьб, игнорирование оби-

равнодушия

Игнорирование вопроса или просьбы,

требованиям

отказ выполнить просьбу, попытка быть

просьбам другого

впереди или господствовать без ссоры,

мягкая ирония или критика

Признаки нескрываемо-

Критика, ирония, обвинения

го явного

конфликта

требованиями

и желаниями других

Признаки

Спор, возражение против правил, норм,

презрения

личностного

первенства других, критика, ирония

типа без прямого нару-

обвинение

шения прав, требования

или желаний других

Признаки

Пренебрежение, сопротивление, ругань,

намеренных

оскорбле-

угроза, вызов на драку, побои

86 Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988. – 208 с.

Не менее интересные и полезные схемы наблюдения предложены: А. С. Заглухиной – для изучения отношения ученика

к коллективу, проявляющегося в определенных действиях и речевых высказываниях; Р. С. Немовым – для определения уровня развития коммуникативных способностей, умений и навыков; А. А. Толстых – для диагностики трудностей адаптации ребенка

к школе.

Как мы уже отмечали, такой подход к организации наблюдения существенно облегчает практическую работу исследователя, но он требует фундаментальной подготовки и обширного предварительного анализа специальной литературы по соответствующей проблеме. Однако отсутствие систематизированных материалов по этой теме, а также крайне ограниченная область явлений, феноменология которых представлена в публикациях, ограничивают применение описываемого подхода в практике. Вместе с тем очень часто встречаются ситуации, когда наблюдение как метод исследования включается в процедуру непосредственного общения с личностью, и целью наблюдателя является получение максимально полной информации о человеке. В таких ситуациях более целесообразным является другой подход к организации наблюдения: от набора конкретных фактов поведения к их систематизации, анализу и интерпретации. Такой подход вовсе не исключает постановку конкретных целей наблюдения, но в этом случае формулировка целей бывает более обобщенной,

и они конкретизируются уже в ходе работы по мере поступления информации.

Важнейшими ориентирами в организации такого наблюдения являются различные аспекты невербального поведения человека,

и их интерпретация проводится на основе использования обоб-

щения эмпирического опыта анализа того, что принято называть «языком тела». 87

Отметим некоторые общие требования к использованию невербальной стороны поведения при организации исследований с помощью метода наблюдения.

87 Лабунская В. А. Невербальное общение. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1986. – 135 с.

Пиз А. Язык телодвижений. – Новгород: Ай кью, 1992. – 262 с.

При ориентация только на один признак, показатель немедленно приведет к ошибкам в его использовании, поскольку элементы, входящие в структуру определенного типа невербального поведения, могут одновременно входить и в другие структуры, соответствующие другим психическим явлениям. Поэтому необходимо ориентироваться на те сигналы, которые в комплексе с другими дают целостную картину, подтверждая друг друга. Нужно признать, что малейшие изменения физических характеристик поведенческих актов (степени напряженности, интенсивности, направления и т. д.) приводят к изменению и их значения, следовательно, требуют другой интерпретации. Обязательным условием адекватной интерпретации является также учет целостной ситуации, в которой происходит проявление наблюдаемых фактов. При этом следует помнить, что поведение не всегда бывает спонтанным, и в основе его может лежать скрытая причина из-за привычки к определенному поведению. Хотя в такой ситуации поведение, как правило, отличается большим демонстратизмом, акцентированием отдельных действий.

Кроме того, поскольку основным инструментом наблюдателя является он сам, то необходимо учитывать, что его собственная личность может вносить искажения как в характер восприятия тех или иных сигналов, так и в процесс их истолкования.

Известно, например, что женщины лучше опознают эмоциональные состояния, чем мужчины, и в то же время само их невербальное поведение более открыто. Мужчины-наблюдатели лучше ориентируются в мужском невербальном поведении, а женщины – в женском. Женщины-наблюдатели более чувствительны к состояниям пониженного настроения и лучше могут опознать эмоциональные состояния по интонации голоса другого человека. Скорость и точность опознания психических состояний наблюдаемого во многом зависит от степени сформированности у наблюдателя эталонов выразительных движений, а также от того способа, с помощью которого происходит опознание. Немаловажную роль играют и способность к эмпатии и некоторые другие качества личности.

Наиболее важными компонентами невербального поведения, на которые следует обращать внимание при организации наблюдения, являются мимика, поза, жесты и особенности речи наблюдаемого.

Мимике отводится особая роль в понимании человеческого поведения и личности. Это важнейшая характеристика физического облика, по которой у других складывается впечатление об индивидуальных особенностях личности, ее отношении к людям, ситуации, делу, различных психических состояниях, и в первую очередь, о переживаемых личностью эмоциях.

Художникам и фотографам известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая стороны нашего лица могут отражать эмоции по-разному. Это объясняется тем, что левая и правая стороны лица находятся под контролем различных полушарий мозга. Левое полушарие контролирует речь и интеллектуальную деятельность, правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью. Работа доминирующего левого полушария отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся большему контролю. Поскольку работа правого полушария мозга отражается на левой стороне лица, то на этой стороне лица труднее скрыть чувства.

Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих сторонах лица, в то время как отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой стороне. Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому различия касаются лишь нюансов выражения, для опознания которых требуются высокая концентрация внимания и навыки различения.

Взгляд на говорящего не только выражает заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Во время разговора говорящий и слушающий то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд может мешать собеседнику сосредоточиться. Значительно легче поддерживать визуальный контакт с говорящим при обсуждении приятной темы, однако избегать его, обсуждая неприятные или запутанные вопросы. В последнем случае воздержание от прямого визуального контакта является выражением вежливости и понимания эмоционального состояния собеседника. Настойчивый или неуместный взгляд в таких случаях вызывает возмущение и воспринимается как вмешательство в личные переживания. Более того, настойчивый или пристальный взгляд обычно воспринимается как признак враждебности.

Обычно люди избегают визуального контакта в ситуациях соперничества, чтобы этот контакт не был понят как выражение враждебности. Кроме того, люди белее склонны смотреть на говорящего, когда он находится на расстоянии: чем ближе мы к говорящему, тем больше избегаем визуального контакта. Визуальный контакт помогает говорящему почувствовать, что он общается с Вами, произвести благоприятное впечатление. Но пристальный или неуместный взгляд обычно создает о нас неблагоприятное впечатление.

На основе жестов можно узнать об отношении человека к ка- кому-то событию, лицу, предмету. Жест может также сказать о желании человека, о его состояниях. Особенности жестикуляции человека могут послужить основанием для вывода о какомто качестве наблюдаемого человека. Поэтому жест можно рассматривать как выразительное движение, а не только как проявление спонтанной активности человека.

Значение многих жестов рук или движений ног в определенной мере очевидно. Например, скрещенные на груди руки указывают на скептическую, защитную установку, тенденцию к дистанцированию или выжиданию, тогда как нескрещенные конечности выражают более открытую установку, установку доверия. Сидят, подперев ладонями подбородок, обычно в задумчивости. Стоят, подбоченившись, люди, демонстрирующие неповиновение или, наоборот, готовность приступить к работе.

Напомним, что ключом к правильной интерпретации жестов является учет всей совокупности жестов и конгруэнтность вербальных и невербальных сигналов. Кроме этого необходимо учитывать контекст, в котором «живут» эти жесты. Если Вы, например, в холодный зимний день увидите на автобусной остановке человека, сидящего со скрещенными ногами, крепко скрещенными на груди руками и опущенной вниз головой, то это, скорее всего, будет означать, что он замерз, а вовсе не его критическое отношение к чему-либо. Однако если человек в точно таком же положении будет сидеть напротив Вас за столом переговоров о заключении сделки, то его жесты совершенно определенно следует трактовать как имеющие негативное или оборонительное отношение к сложившейся ситуации.

Не нужно забывать и о том, что на интерпретацию жестов влияют такие факторы, как одежда (иногда люди, носящие плохо сидящую или тесную одежду, скованны в своих движениях, и это оказывает влияние на выразительность языка их тела), физическое здоровье (если у человека слабое рукопожатие, то можно сделать вывод о слабости его характера, но если у человека артрит суставов руки, то он будет использовать слабое рукопожатие, чтобы предохранить руку от боли), социальный статус (человек, находящийся на вершине социальной лестницы или профессиональной карьеры, может пользоваться богатством своего словарного запаса в процессе коммуникации, в то время как менее образованный или не чувствующий себя профессионалом человек будет чаще полагаться на жесты, а не на слова в процессе общения), возраст (быстрота некоторых жестов и их очевидность для глаза зависит от возраста человека).

Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Из них, в силу культурной традиции каждого народа, некоторые позы запрещаются, а другие закрепляются, причем только некоторые из них могут быть однозначно истолкованы. В целом позы могут выполнять две функции: расчленять поток речи на единицы и регулировать межличностные отношения в диаде (паре). Именно с помощью поз можно создать относительно окружающих мысленный барьер, определить ориентацию партнеров по отношению друг к другу. Изменения поз, их синхронизация свидетельствуют об изменениях отношений между общающимися.

При этом важно замечать не только статическую позу, но направление движений корпуса: вперед, к собеседнику (это может быть проявлением интереса, участия, стремления к контакту либо неудовлетворенного желания высказаться); назад (проявление снижения интереса к разговору, или стремления завоевать дистанцию, уклониться, или страха, болезненной замкнутости); в сторону (признак снижения интереса или скуки).

Интонация голоса практически позволяет выражать наши мысли, чувства, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему. Речевая интонация – явление комплексное. В ней сочетаются пауза, ударение, мелодия, тембр, сила голоса и т. д. Эти вокальные выражения наряду с отбором слов и выражением лица полезны для понимания сообщения.

Способы фиксации результатов наблюдения

Одним из серьезных требований к наблюдению как методу исследования является обязательная фиксация результатов. В ходе записи исследователь должен фиксировать только факты поведения, а не свои оценки и впечатления о них, причем описание должно отвечать, как минимум, на два вопроса – «что?» и «как?» делает человек. В том случае, если уже в ходе наблюдения у исследователя возникла необходимость как-то прокомментировать те или иные моменты, выразить свое отношение к ним, следует обязательно пометить, что в записях относится к наблюдаемым фактам, а что – к элементам первичной их интерпретации. Причем в некоторых случаях (когда цель наблюдения является достаточно широкой, количество объектов превышает средний объем непроизвольного внимания и памяти, наблюдение имеет длительный характер и пр.) такая организация записи является не просто возможной, а необходимой, так как именно она в дальнейшем облегчает адекватное истолкование. Описание поведения может осуществляться как в качественной, так и в количественной формах: к качественной относится дневниковая форма записи, сплошной протокол и систематизированное описание, к количественной – шкалирование и хронометраж.

Дневники обычно используются при многодневном, многомесячном и даже многолетнем наблюдении. Важными условиями эффективного применения такой формы являются обязательная нумерация листов, большие поля для заметок и однозначная терминология на протяжении всей длительности наблюдения.

Сплошной протокол, т. е. подробное описание всего происходящего, обычно используется в целях предварительного ознакомления с ситуацией или личностью и предполагает обязатель-

ное введение системы условных обозначений – кодов, облегчающих запись.

Самой распространенной формой качественного описания результатов наблюдения является систематизированное, т. е. опирающееся на какую-то систему категорий, понятий, признаков. Именно такая форма записи чаще всего оформляется в виде схемы (см. табл. 20).

Таблица 20

Схема конспекта наблюдаемого урока

Время от-

Действия и

Действия и

Элементы

дельного

Оценка собы-

поведение

поведения

анализа уро-

этапа или

учащихся

Шкалирование как количественный способ ведения записи результатов обычно используется для оценки интенсивности проявления или выраженности свойства или действия. В том случае, если оценивание ведется на основе учета количества проявлений того или иного признака, каждому проявлению присваивается один балл и характер выраженности определяется по сумме набранных баллов. Если же разработана предварительная система оценки (трех-, пяти-, семи-, девятиили десятибалльная) по сочетанию различных признаков или по особенностям внешних проявлений поведения, то в процессе записи тот или иной факт сразу же оценивается соответствующим количеством баллов. Так, например, при изучении отношения к деятельности может быть использована следующая схема (см. табл. 21).

Таблица 21

Схема наблюдения за отношением к деятельности

Оценка частоты проявления

Характеристики поведения

Активно выполняет задания

Не отказывается от выполнения

Наблюдение за состоянием внимания

Интервал

Особенности поведения

Оценка в баллах

В том же случае, если длительность действия или события заранее неизвестна и, наоборот, определение ее входит в число целей наблюдателя, используется другая форма количественного описания результатов – хронометраж, предполагающий обязательное измерение времени протекания действия или события. Чаще всего для обеспечения большей полноты информации в процессе наблюдения используются смешанные – качественноколичественные способы фиксации записи. Так, например, для изучения устойчивости внимания школьников может быть использована следующая процедура наблюдения. Весь урок можно разбить на пятиминутные интервалы и фиксировать изменения, наблюдаемые в особенностях проявления внимания ученика в каждый интервал времени. В качестве показателей степени сосредоточенности внимания используются следующие:

наличие и характер реакции ученика на воздействие посторонних раздражителей;

посторонние разговоры или занятия посторонними делами;

мимические реакции (куда направлен взгляд, каково выражение лица);

пантомимические реакции (рабочая или расслабленная поза, вертится или спокоен);

наличие или отсутствие специально направленных усилий со стороны учителя для привлечения внимания ученика;

отсутствие ответов невпопад или ошибок из-за невнима-

тельности (пропуски букв, цифр, слов, ошибки в простейших расчетах и пр.). 88

Преимущества и недостатки наблюдения как метода

Метод наблюдения является одним из наиболее информативных методов. Он характеризуется достаточно высоким уровнем универсальности – с его помощью можно изучать почти все. Именно метод наблюдения, как никакой другой, позволяет непосредственно воспринимать и фиксировать акты поведения, отражать конкретные процессы в конкретных ситуациях, что снижает опасность забывания или последующих ошибок в суждениях. Наблюдение не искажает естественного протекания психических процессов и поведения в целом. Кроме того, опытный наблюдатель воспринимает происходящее целостно и может одновременно регистрировать поведение целой группы людей. Посредством наблюдения можно более точно измерить степень интенсивности поведенческих актов, чем какими-либо другими методами. Этот метод обеспечивает минимальное вмешательство в процесс и практически не требует никаких дополнительных средств.

Вместе с тем, как и другие методы, метод наблюдения не лишен недостатков. Наблюдение – довольно трудоемкий метод. При нем практически невозможно исключить влияние случайных факторов. Кроме того, это пассивный метод: ведь учитель «пожинает» результаты тех явлений и ситуаций, которые появляются независимо от его планов, он не может при необходимости повлиять на ход событий, повторить их. Так как фиксировать все невозможно, то при наблюдении можно упустить существенное и отметить несущественное. Данный метод не всегда позволяет установить точную причину поступка, действия. При наблюдении, как правило, анализируются только внешние конкретные факторы, которые дают в основном информацию качественного характера, их сложно подвергнуть количественному анализу.

88 Ансимова Н. П. Метод наблюдения. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. – 63 с.

В существенной степени сказывается на результатах наблюдения уровень опыта и квалификации наблюдателя. В психологической интерпретации поведения людей прошлый опыт наблюдателя не ограничивается его научными представлениями, но включает и его привычные стереотипы суждений, эмоциональные отношения, ценностные ориентации и т. д., поэтому он является достаточно субъективным.

Помимо субъективного фактора на результаты наблюдения влияет и сам факт знания исследуемыми, что за ними наблюдают. Это зачастую приводит к изменению поведения наблюдаемых и сказывается на результатах их деятельности. Длительное включенное наблюдение приводит к адаптации исследователя к происходящим событиям, не исключено влияние на исследователя общей ситуации, что тоже ведет к снижению объективности результатов наблюдения.

Все эти сложности лишний раз подтверждают необходимость специального обучения этому важному методу исследования.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения

1. Какие требования к проведению метода наблюдения являются необходимыми?

2. Какие виды наблюдения целесообразноприменять в школе?

3. На какие невербальные характеристики поведения необходимо обращать внимание в процессе наблюдения?

4. Чем отличается женщина-наблюдатель от мужчинынаблюдателя?

5. Как влияет личность наблюдателя на эффективность наблюдения?

6. Чем отличатся поход к наблюдению на основе гипотезы от наблюдения на основе фактов?

Практические задания

1. Составьте план наблюдения по самостоятельно выбранной теме исследования.

2. Подберите основные показатели проявления познавательной активности студентов (школьников).

3. Составьте самохарактеристику на основе самонаблюдения.

Основные характеристики

Наблюдение как метод исследования - это целенаправленное, разработанное по подготовленному плану фиксирование исследуемых явлений с целью их последующего анализа и использования в практической деятельности. То, что наблюдается, каким образом, используя какой инструментарий, социолог отображает в программе исследования. Кроме того, в ней обосновываются гипотезы, основные понятия, тактика проведения в целом.

Наблюдение как метод социологического исследования

Известный российский социолог Ядов В.А. под этим понятием подразумевает прямую регистрацию фактов, явлений, событий очевидцем. Научное наблюдение имеет отличия от жизненного повседневного. Оно является одним из распространенных методов в социологии, психологии и других науках. Собственно говоря, с него начинается создание любой работы.

Классификация

Наблюдение как метод исследования по степени формализованности разделяют на:

  • Неконтролируемое. Это нестандартный бесструктурный процесс, в котором исследователь использует только общий принципиальный план.
  • Контролируемое. Исследователь разрабатывает детально всю процедуру и следует по изначально подготовленному плану.

Другие разновидности метода

Кроме этого, существуют различия в зависимости от позиции исследователя, который ведет наблюдение. Как метод исследования в теории предлагают различать еще соучаствующее и простое наблюдение.

Соучаствующее

Оно же включенное, предполагает адаптацию и вхождение автора в ту среду, которую предстоит анализировать и изучить.

Простое

Исследователь фиксирует события или явления со стороны. Этот и предыдущий случаи позволяют вести открытым способом наблюдение. Как метод исследования можно использовать скрытый вариант и маскироваться.

Стимулирующее наблюдение

Этот вид является разновидностью включенного. Отличие его состоит в создании экспериментальной обстановки с целью лучшего выявления характеристик исследуемого объекта.

Наблюдение как метод исследования : основные требования

1. Формулировка четкой цели и ясных исследовательских задач.

2. Планирование. Заранее обдумывается процедура проведения метода.

3. Фиксация данных с целью объективности и точности. Наличие дневников и протоколов.

4. Возможность контроля информации на устойчивость и обоснованность.

Наблюдение как метод психологического исследования

В психологии оно может существовать в двух формах:

  • самонаблюдение (интроспекция);
  • объективное.

Полезный совет

Часто самонаблюдение является составляющей объективного, тогда исследователю важно направить вопросами индивида не на то, чтобы он сообщал свои эмоции и переживания, а самому координировать его действия и таким образом определять неосознаваемые реципиентом закономерности, которые были бы основой соответственных процессов.

Преимущества метода наблюдения в психологии

  • возможность изучения психических процессов в жизненных условиях;
  • отображение событий в их течении;
  • получение информации о действии индивидов, независимо от их установок на соответствующую модель поведения.

Мнение экспертов

Специалисты утверждают, что наблюдение все же лучше использовать в комбинации с другими научными методами исследования для большей достоверности и объективности данных.