Диего ривера краткая биография. Школьная энциклопедия

Диего ривера краткая биография. Школьная энциклопедия

Фрида Кало и Диего Ривера

В ее крохотной спальне порхали бабочки. Она сама их придумала и нарисовала – ярких, больших. Глядя на них, Фрида всегда успокаивалась, утихала боль душевная и телесная, она засыпала. Кало знала, что когда проснется, снова возьмется за кисть и будет истово рисовать своего Диего…



Мексиканская художница на снимках Николаса Мюррея.

"Фрида – деревянная нога"

Жестоко дразнились соседские ребята и, улюлюкая, долго бежали за девочкой, пока та не находила себе укромного убежища. Безжалостным детям было наплевать, что малышка переболела полиомиелитом, после чего осталась довольно заметная хромота. И хотя в школе издевательства не прекращались, девочка находила в себе силы заниматься плаванием, лихо гоняла футбольный мяч и даже записалась в секцию бокса! Нельзя ей, дочери испанки и еврея, опускать голову! На больную, ссохшуюся от болезни ногу Кало-младшая натягивала по нескольку пар чулок, чтобы та хотя бы выглядела как здоровая…

Но, казалось, несчастья и не думали выпускать Фриду из своих цепких лап. Автобус, в котором она ехала, столкнулся с трамваем. Удар был таким сильным, что всех пассажиров выкинуло их машины, а тело несчастной Кало оказалось в буквальном смысле сломанным в нескольких местах – железный прут воткнулся в живот девушки и вышел в паху, раздробив тазобедренную кость.

В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра, а больная нога переломана в 11-ти местах. Врачи не могли поручиться даже за ее жизнь, не говоря уже о возможности ходить. Бедняжка перенесла больше 30-ти операций. Кроме того, 18-летнюю девушку постоянно преследовала мысль о возможном проявлении наследственного заболевания – отец страдал эпелепсией.

Но не могла Фрида подчиниться жестокой судьбе и закончить свою жизнь беспомощной калекой. Ведь она ее распланировала уже давно – первым делом выйти замуж за того здоровяка, что расписывает стены подготовительной школы, и родить ему сына. А сейчас (все равно впереди месяцы неподвижного бездействия) она будет рисовать!

Отец для Фриды сделал специальный подрамник, позволяющий писать лежа, принес краски и кисти, а под балдахином больничной кровати приспособили большое зеркало, чтобы девушка могла видеть себя. Впервые мокнувшая кисти в краску и изобразившая подобие автопортрета, позже художница скажет: "Я писала и пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего".

Автопортрет

«Людоед»

Здоровяка Диего безумно раздражала маленькая хромая пигалица, когда он с энтузиазмом украшал живописью стены Высшей подготовительной школы. Горячее мексиканское солнце выпаривало из тела буквально всю влагу, а тут еще девчонка со своими "дразнилками" подбежит: "Старый Фридо, старый Фридо!" Да что понимает в искусстве эта малявка, моложе его, амбициозного художника, на целых 20 лет!

Мастерская художника. 1954

Диего родился на северо-западе Мексики в 1886 году. Мальчик, которому впору было заниматься тяжелым крестьянским трудом, брал уроки рисования и живописи, за что был премирован стипендией. На нее он поехал в свое первое путешествие – в Испанию. Обаятельный художник задержался в Европе: поступил в Академию художеств в Мадриде, работал в Париже, Италии, Бельгии.

Диего Риверу быстро влился и в европейскую художественную элиту – дружил с Альфонсо Рейесом, Пабло Пикассо и Модильяни. "Людоед", как "окрестили" его в богемном Париже, позже вдоволь насытился славой и, бросив жену и любовницу, вернулся в родную Мексику.

Почему "Людоед" Ответ кроется даже не во внешности Диего, хотя в ней мало что приятного – Диего Ривера "поглощал" красивых и одаренных женщин. Обаяние огромного мексиканца было настолько неотразимым, что сумасшедшие романы случались сами собой.


Frida Kahlo and Diego Rivera at a demonstration of the Syndicate of Technical Workers, Painters, and Sculptors, May 1, 1929

Никуда не денешься, все равно ты женишься

Пока Диего совершал перелет на авиалайнере через Тихий океан, справившаяся со своими недугами Фрида поступила в самый престижный институт Мексики. Из тысячи студентов – только 35 девушек. Но за годы, проведенные на больничной койке, она не забыла своей детской тайной страсти к тому "старому Фридо". Она собрала в папку свои автопортреты и направилась к набравшемуся европейского опыта Диего.

Автопортрет с распущенными волосами
Self-Portrait with Loose Hair, 1947

Узнал ли "Людоед" в симпатичной, чуть прихрамывающей девушке ту пигалицу, осталось тайной, но мастер был пленен незаурядным интеллектом, странным чувством юмора, напоминающим смех висельника, и магической притягательностью Кало. Никто не удивился, когда юная художница и прожженный сердцеед скоро сыграли свадьбу.

Зря надеялась девушка, что после свадьбы ее несчастья закончатся. Черноокая Фрида появилась перед алтарем в длинном национальном мексиканском платье (их так любил Диего, да и оно хорошо прикрывало ссохшуюся ногу). Свадьба была по-богемному шумной, а одна из бывших любовниц жениха при всех задрала Кало юбку и, показывая на ноги девушки, пьяно прокричала: "Вы только посмотрите, и вот на эти корявые спички Диего променял мои восхитительные ноги!"

И в этот жаркий мексиканский вечер Фрида впервые увидела своего Диего "во всей красе". Перебрав кактусовой водки, 42-летний молодожен стал палить из пистолета! Вместе с гостями из дома сбежала и молодая жена. Но, проспавшись, Риверу первым делом отправился вымаливать прощения у хрупкой любимой. Конечно, он был прощен.

Реальность хуже сна

Окружив любовью своенравного мужа, Фрида писала странные картины. Глядя на них, возникает неоднозначное чувство, что это мы где-то видели. Может быть, в своих снах? "Но я никогда не рисовала сны. Я рисовала мою реальность".

Но работы получались иногда действительно странные и страшные. Она часто рисовала детей, чаще всего мертвых. Она мечтала о ребенке, но страшная авария поставила жирный крест на возможном материнстве.

Как напоминание о тяжкой доле на столе ее рабочего кабинета стоял сосуд с заспиртованным человеческим эмбрионом. Она рисовала себя, исколотую гвоздями, и своего дорогого Диего.

Что мне дала вода
What the Water Gave Me, 1938

Их семейная жизнь бурлила страстями. Их связывали страстные, одержимые, порой мучительные отношения. Риверу был безумно ревнив. Он устраивал скандалы своей жене и обвинял ее в несуществующих изменах, а сам при этом гулял направо и налево.

– Диего – монстр и святой в одном лице, – любила повторять Фрида, ослепленная любовью. Да, она знала обо всех похождениях мужа, безумно страдала, но… прощала. Не смогла простить только тогда, когда застала в жарких объятиях мексиканского стареющего мачо свою родную сестру. Вот уж действительно монстр – сделал он это открыто, понимая, что оскорбляет чувства жены, но отношений порывать с ней не хотел…

Фрида сквозь зубы процедила о разводе и уехала из общего дома. Вымученной болью родилась одна из самых трагичных ее картин – на ней она нарисовала обнаженное женское тело, иссеченное кровавыми ранами. А рядом с ножом в руке и равнодушным лицом стоит издеватель. "Всего-то несколько царапин!" – назвала ироничная Кало этот холст.

A Few Small Nips, 1935

"Дерево надежды, стой прямо!"

Гордости Фриды Кало хватило лишь на год. Но перед тем как вернуться к мужу, поставила несколько условий: она будет сама себя содержать на доходы от продажи картин, Диего должен вносить в семейный бюджет лишь половину денег, идущих на семейные расходы и… супруги никогда не должны возобновлять между собой сексуальных отношений. Риверу был настолько рад возвращению любимой, что моментально согласился на все условия.

Она не могла не вернуться. Он был солнцем ее вселенной, Божьим даром и наказанием Господним, она сделала из него культ и исступленно писала его портреты. И все это под недоуменные взгляды окружающих.

"Дерево надежды, стой прямо!" – слова из ее дневника. Дерево – это она. Несгибаемое дерево. Незадолго до смерти ей ампутировали правую ногу, и ее мучения превратились в настоящую пытку.

Корни
Roots, 1943

Но, не смотря на адские боли, Фрида Кало нашла в себе силы и открыла первую персональную выставку. Ее на машине скорой помощи в сопровождении мотоциклистов-милиционеров привезли в выставочный павильон. Художницу внесли на носилках и установили их прямо на кровать в центре. Кало пела, беседовала с гостями и улыбалась своему первому и единственному .

Спустя несколько месяцев ее не стало. Она умерла от воспаления легких, не дожив даже до 50-летия. На похоронах посеревший от горя Диего Риверу целовал замершее в строгой улыбке лицо, и его слезы смешивались с каплями дождя. Урну с прахом поместили в старинную вазу, по форме напоминающую беременную женщину – пусть хотя бы после смерти почувствует каково это, быть на сносях.

"С радостью жду ухода… И надеюсь никогда больше не вернуться… Фрида»"

Это история о грандиозном скандале из-за сходства одного из персонажей великой фрески с лицом Ленина. Даже портретного сходства хватило для того, чтобы фреску так и не увидели люди. Страх перед этим лицом и именем заставляет капиталистов просыпаться в холодном поту… А вы про заложенную бомбу под здание, называемое Россией…

Восьмого декабря 1886 года родился знаменитый мексиканский художник-монументалист Диего Ривера. В возрасте 3-х лет Диего начал рисовать, но недовольный работой в альбомах, он переехал на стены. Вместо того, чтобы наказать его, родители сделали доску и дали мел. C десяти лет он начал учиться живописи, удивляя педагогов недетским отношением к творчеству и несомненным талантом. Он прошел неплохую школу, учился в Мехико в Академии Сан-Карлос. Среди его учителей был прекрасный мастер пейзажа, один из создателей национального искусства, Хосе Мария Веласко. Молодой художник продолжил образование в Европе. До 1921 года он жил большей частью в Париже, но также в Англии, Италии, Испании, возвращался в охваченную войной Мексику и вновь уезжал во Францию.

Портрет Диего Риверы - Фрида Кало

В Мексике в 1910 году началась революционная борьба. Вооруженные крестьяне выступили против диктатуры богачей и священников, помещиков, захвативших плодородные земли, против засилья иностранных капиталистов. Война была необычайно упорной и жестокой. Реакционная военщина злобствовала, американские войска дважды вторгались на территорию Мексики. Буржуазия изменнически поворачивала оружие против крестьянских отрядов, которыми руководили народные вожди Франсиско Вилья и Эмилиано Сапата. Восставшие проявляли героизм и одерживали замечательные победы. В феврале 1917 года была принята конституция. Часть помещичьей земли передали крестьянам.
Ривера в 1921 году вернулся на родину, и происходящее там захватывает его полностью. Только что принятая прогрессивная конституция, талантливые, инициативные люди в руководстве, увлекательные начинания в области культуры и народного просвещения воодушевляют творческую молодежь. В Мексике открываются школы и библиотеки, в далекие деревни едут энтузиасты учить детей, художники также стремятся служить просвещению народа. Создается искусство, понятное и близкое простым людям, которое несет идеи социального освобождения и необходимые знания, его естественным местом представлялись стены общественных зданий. Переплетение ренессансных и мексиканских черт стало особенностью монументальной живописи.


Триумф Революции. 1926

В 1922 году по инициативе Сикейроса в Мексике возникает художественное объединение, назвавшее себя «Революционным синдикатом (то есть профсоюзом) работников техники и искусства». В том же году его руководители Ривера, Ороско и Сикейрос были приглашены вместе с другими художниками расписывать старинное здание Национальной подготовительной школы в Мехико.
В главной работе двадцатых годов – росписях министерства просвещения в Мехико – художник решительно перешел к технике фрески, мощным, обобщенным реалистическим образам. В первые два года он расписывал внутренний двор министерства, где в открытых галереях представлен ряд величественных трудовых сцен.
Росписи министерства просвещения завершались, когда мексиканская реакция начала наступление на демократические завоевания революции. Пришедший в 1924 году к власти президент Кальес поставил задачей уничтожить созданные фрески и воспрепятствовать появлению новых. Художники, связанные с коммунистической партией и Революционным синдикатом, подверглись гонениям. Часть росписей варварски уничтожила банда реакционной молодежи, синдикат был распущен. Начался период длительной борьбы за сохранение традиций революционной монументальной живописи.

Смерть капиталиста 1928. Фрагмент росписи Министерства просвещения в Мехико.

В 1927–1928 годах Диего Ривера приехал в СССР. Здесь он нашел единомышленников и союзников, стал одним из основателей объединения «Октябрь», где сотрудничал с художниками Дейнекой, Моором, архитекторами братьями Весниными, кинорежиссером Эйзенштейном. Соприкосновение с советской культурой дало Ривере новые творческие импульсы.
Возвратившись в Мексику, он взялся за свою крупнейшую работу – росписи Национального дворца в Мехико, начатые в 1929 году и оконченные уже в 1950–х. годах. Были выполнены фрески, представляющие многовековую историю Мексики. Это как бы грандиозная эпопея, многоголосая оратория, в которой переплетаются судьбы давно исчезнувших и ныне живущих народов. Реальность и фантазия, археологические и этнографические детали, народные сказки, люди и божества сплетаются в единое целое.


Диего Ривера. Эксплуатация Мексики испанскими конкистадорами. Фрагмент фрески Национального дворца в Мехико. 1929–1935

В 1930-х мексиканцы начинают выезжать в США, организуются выставки, такие мастера, как Хосе Клементе Ороско, Диего Ривера, Давид Альфаро Сикейрос, получают заказы на создание монументальных росписей в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Детройте, Нью-Йорке и других городах. Представительство мексиканских художников в Америке в те годы стало настолько широким, что получило неофициальное название «мексиканское вторжение».
По личному приглашению Эдселя Форда, сына Генри Форда Диего Ривера отправляется в Детройт. В индустриальном центре Америки художник получает заказ на фреску в центральном дворе Института искусств на тему «Промышленность Детройта», за работу над которой Ривера берется с удовольствием и чрезвычайным интересом: он изучает технологию на местных заводах, устройство современных конвейеров, станков и гигантского машиностроительного оборудования. Любопытно, что Генри Форд к началу 1930-х годов обладал репутацией бескомпромиссного антикоммуниста. В период с 1929 по 1930 год с завода Форда были уволены тысячи рабочих. Ривера прибыл в Детройт спустя неделю после очередного крупного скандала с забастовщиками. И, несмотря на это, художник, который ярко заявляет о своей позиции борца за права пролетариата, принимает заказ и деньги от промышленного магната. Проект в Детройте оказался непростым: фрагмент фрески с сюжетом «Вакцинации» вызвал аллюзии на традиционную иконографию Рождества Христова, что спровоцировало настоящую бурю протеста - в прессе и в церквях - против мурали. Несмотря на все нападки, в первый день готовую фреску пришло посмотреть около 10 тысяч человек. Широкий общественный резонанс стал частью самого произведения и принес городу славу. События в Детройте можно считать репетицией генерального сражения. Настоящую схватку за сохранение своей работы и право на свободу высказывания Ривере еще предстояло пережить. Следующим крупным проектом художника в США стало оформление главного вестибюля центрального здания Рокфеллеровского комплекса в Нью-Йорке.

Диего Ривера. «Вакцинация». Фрагмент фрески «Индустрия Детройта»

Создание монументальной живописной композиции в вестибюле главного здания комплекса - Radio Corporation of America (RCA, или 30 Rock) было решено доверить Диего Ривере, хотя рассматривались и другие кандидатуры - Анри Матисс и Пабло Пикассо. В ответ на заданную тему «Новые границы» мексиканский муралист предложил сложную многофигурную композицию под названием «Человек на перепутье, смотрящий с надеждой на выбор нового и лучшего будущего». Фреска должна была состоять из трех частей: центральная мураль 5,85х12,5 м и две боковые - 5,10х3,25 м. Смысловым и композиционным центром являлась, по задумке художника, фигура рабочего, контролирующего стихии. В итоге мураль превратилась в насыщенную образами систему миропорядка, где два полюса - мир капиталистический и социалистический - разделены эллипсами, наполненными изображениями, представляющими макро- и микромиры. В правой части центральной мурали особое место занимает революционная триада: фигуры солдата, крестьянина и рабочего. Рядом изображение праздничной демонстрации на Красной площади, фигуры спортсменок, обилие красных флагов. В противовес бодрящим сценам, демонстрирующим процветающую социалистическую действительность, в левой части центральной композиции - иная картина. Мир капитализма у Риверы полон бедствий: войны, химическое оружие, разврат, болезни, голод и безработица. Боковые части своеобразного триптиха посвящены темам «Ликвидация суеверий в области науки» и «Смерть тирании».


Диего Ривера. Эскиз для росписи Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке. Около 1932. Бумага, темпера, уголь.

Торжественное открытие здания и фрески планировалось на 1 мая 1933 года. Незадолго до завершения мурали площадку, где работал художник со своими ассистентами, посещает репортерNew York World-Telegram Джозеф Лилли. 24 апреля 1933 года появляется его статья с вызывающим заголовком «Ривера рисует коммунистические сцены, и Джон Рокфеллер-младший оплачивает счет». По свидетельствам ассистентов Риверы, в ответ на публикацию художник ради укрепления полемики преобразует одного из центральных персонажей - рабочий из революционной триады наделяется чертами В.И. Ленина. Изображение вождя русской революции в центре капиталистического мира и символа его нерушимости, в здании RCA, формально стало причиной затяжного конфликта между Рокфеллерами и Риверой. Спустя несколько дней после газетной шумихи Нельсон Рокфеллер обратился в письме к создателю противоречивой мурали с просьбой заменить изображение Ленина на обобщенный образ рабочего лидера. На что Ривера выдвинул встречное предложение - оставить Ленина и добавить в композицию фигуру Линкольна. Этот вариант Рокфеллеров не устроил. Побоявшись обвинений в пропаганде коммунизма и общественных волнений, управляющие Рокфеллеровским центром не нашли ничего лучше, чем отстранить Риверу от работ, а незавершенную фреску закрыть от посторонних глаз защитным экраном. 9 мая 1933 года стало пиком конфликта, в здание RCA не было доступа, художник с ассистентами были выведены с площадки. Люсьен Блош, одной из помощниц Риверы, удалось сделать фотографию мурали в том состоянии, в каком ее оставили в мае 1933 года: это единственная репродукция произведения, по которой сегодня мы можем оценить композицию, сюжет и содержание.


Диего Ривера. Роспись в холле Рокфеллеровского центра

Рокфеллер распорядился заплатить Диего Ривере часть гонорара в размере 14 тысяч долларов (позже эти деньги муралист потратит на создание фрески «Портрет Америки» в New Worker"s School). Уже через час после происшествия собралась стихийная демонстрация в поддержку мексиканского художника. Среди лозунгов звучали: «Мы хотим Риверу!», «Спасите искусство Риверы!» Сам виновник спора принимал активное участие в митингах, регулярно появлялся в радиоэфире, имя художника на некоторое время заполнило все новостные передовицы. New YorkTimes назвала муралиста «огненным крестоносцем кисти». Наравне со сторонниками художника свою позицию высказывают и идеологические антагонисты.
На фоне общественной дискуссии, развернувшейся в прессе и на улицах города, Эбби и Нельсон Рокфеллер рассматривали вариант сохранения фрески Риверы вне стен RCA Building. Перенос стены с красочным слоем по фрагментам для постоянного хранения в фондах МоМА технически был неосуществим. В феврале 1934 года фреска была уничтожена. Известия вскоре дошли до Мехико, где находился в тот момент автор работы. «Культурный вандализм» - так охарактеризовал действия управляющих Ривера, сравнив происходящее с сожжением книг нацистами.


Диего Ривера. Фреска «Человек, управляющий Вселенной. Человек в машине времени. Человек на перепутье». Дворец изящных искусств. Мехико

В том же 1934 году Диего Ривера подписал контракт с правительством Мексики на создание фрески во Дворце изящных искусств в Мехико. В новых обстоятельствах художник повторил с некоторыми изменения нью-йоркскую работу (добавил в композицию изображения Маркса, Энгельса, Троцкого, Лавстона, Вольфе и других).

Части фресок Диего Ривера. «Человек, управляющий Вселенной. Человек в машине времени. Человек на перепутье». Дворец изящных искусств. Мехико


Дие́го Мари́я де ла Консепсьо́н Хуан Непомусе́но Эстанисла́о де ла Риве́ра и Баррье́нтос Ако́ста и Родри́гес (исп. Diego María de la Concepción Juan Nepomuceno Estanislao de la Rivera y Barrientos Acosta y Rodríguez; 8 декабря 1886 - 24 ноября 1957) - мексиканский живописец, муралист, политический деятель левого толка.

Диего Ривера родился 8 декабря 1886 года в городе Гуанахуато на северо-западе Мексики в зажиточной семье. По отцовской линии он происходил из испанской знати. У Диего был брат-близнец, умерший в двухлетнем возрасте. Его мать была конверсо, еврейкой, чьи предки были обращены в католицизм..

C 1896 по 1902 год Ривера брал уроки рисования и живописи в Академии художеств Сан-Карлос в Мехико. Он был премирован стипендией, которая позволила ему поехать в Испанию. С 1907 по 1921 год он жил в Европе. Учился в Академии художеств в Мадриде (1907), затем жил и работал в Париже (1909-1920), в Италии (1920-1921), побывал также в Бельгии, Нидерландах и Великобритании. Был близко знаком с парижской художественной элитой, в том числе с Пабло Пикассо и Альфонсо Рейесом.

В течение полугода возлюбленной Риверы была Маревна (настоящее имя Мария Брониславовна Воробьёва-Стебельская (1892-1984)), русская художница и мемуаристка польского происхождения, которая родила от него дочь Марику (1919), впоследствии ставшую актрисой.

Ривера испытал влияние как классического европейского изобразительного искусства (изучал стенные росписи XIV-XVI веков), так и модернизма , в частности кубизма . Очень близки ему традиционные мексиканские художественные жанры и стили.

В 1922 году Ривера вступил в Мексиканскую коммунистическую партию, в этом же году он женился второй раз, на Гуадалупе Марин.

В 1927 художник приехал в СССР, где в 1928 году стал членом-учредителем объединения «Октябрь».

Ривера участвовал в праздновании 10-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции в Москве. Во время военного парада и демонстрации по этому случаю на Красной площади он находился на трибуне Мавзолея В. И. Ленина. Он сделал десятки зарисовок участников празднования в Москве. Эти рисунки были показаны на выставке работ Риверы в нью-йоркском Музее современного искусства.

Позднее Ривера стал придерживаться троцкистских взглядов, в 1929 он вышел из Мексиканской компартии и после прибытия Троцкого в Мексику дал ему приют в своем доме. Затем между ними возник конфликт. 7 августа 1939 года Ривера был исключен из мексиканской секции троцкистского 4-го Интернационала.

С течением времени он занял позицию, соответствовавшую курсу Сталина, а в 1954 году снова вступил в Мексиканскую коммунистическую партию.

Ривера работал в США в 1930-1934 и 1940 годах. С 1922 он стал одним из основателей мексиканской школы монументальной живописи, расписав огромное число стен общественных зданий и создав в этой связи малую форму фрески.

Одна из главных тем в творчестве Риверы - фольклорные сюжеты, верования и обычаи народа Мексики, а также революционное движение в стране.

В 1932-1933 годах Ривера создал фреску «Человек на распутье» по заказу Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке. Наиболее значимыми в этой фреске, представляющей мир капитализма как мир эксплуатации человека человеком и мир социализма как мир победивших трудящихся, были изображения В. И. Ленина, соединяющего руки рабочих, и демонстрации на Красной площади в Москве.

Фреска была уничтожена в 1934 году по решению правления Рокфеллеровского центра (о чем было сделано официальное сообщение центра) после того, как Ривера отказался заменить изображение Ленина «изображением лица неизвестного человека», как это было написано в письме адвоката центра. При этом Нельсон Рокфеллер не выплатил художнику гонорар. Позднее художник поехал в Детройт, где хорошо заработал.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Мексиканский художник Диего Ривера, биография которого полна противоречивых событий и фактов, является одним из самых скандальных и видных культурных деятелей Мексики. Его творчество, политические взгляды и личная жизнь были в центре внимания в течение всей первой половины ХХ века и обсуждаются до сих пор.

Детство и юность художника

Этот художник муралист, революционер и разрушитель женских сердец, появился на свет 8 декабря 1886 года в мексиканском городке Гуанахуато. Ему предстояло стать основателем мексиканской школы национальной живописи и приводить критиков в неистовство смешением стилей. Мальчик не отличался отменным здоровьем, ходили слухи, что в детстве он едва выжил. Диего Ривера был любителем рассказывать небылицы, но доподлинно известно, что в 1893 году его семья переехала в столицу страны — Мехико. Через 5 лет, успешно окончив школу, юный художник поступил в Академию искусств Сан-Карлос. Это заведение дало молодому человеку настолько прекрасное образование, что по ее завершении он смог получить стипендию. Воспользовавшись возможностью, он отправился в путешествие по Испании. Затем он посетил Англию, Бельгию, Голландию и Италию.

Личная жизнь «людоеда»

За страстную любовь к женщинам и несчетное количество связей Диего Ривера был прозван «людоедом». Он и сам любил изображать себя в виде толстой лягушки, сжимающей в лапе чье-то сердце. Природная полнота и тяжелые веки делали сходство даже внешне заметным. Описывая личную жизнь художника-бунтаря, обычно говорят о его браке с Фридой Карло. Но она не была первой, а уж тем более единственной женщиной в жизни творца. В первый брак юный Диего Ривера вступил по страстной любви к русской художнице Ангелине Беловой в 1911 году. У них родился сын. Но одержимый бесконечными страстями и изменами супруг покинул Ангелину, отправившись в Мексику. Вторым недолгим браком завершились отношения с Лупе Марин. Союз был плодотворен и дал миру двух дочерей.

Жена и подруга

К 1929 году, когда второй брак уже распался, он встретил главную женщину своей жизни - Фриду Карло. Диего Ривера женился на девушке намного младше его. В 1939 году случился развод, но уже в 1940 они снова сочетались браком. На протяжении всей жизни Ривера оставался macho и страстным любителем женщин. Он изменял женам с любовницами, которые рожали ему внебрачных детей.

Отношения Диего и Фриды были полны страсти, любви, ревности и порой рукоприкладства. Фрида с огромным терпением относилась к выходкам мужа, боготворила своего кумира, писала массу его портретов. Но когда он изменил Фриде с ее же сестрой, простить уже не могла, и к 1939 году отношения распались. Очень скоро супруг, сам оскорбительно требовавший развода, умолял жену вернуться к нему на любых условиях. Он предоставил ей финансовое содержание и уступил ее главному требованию. Условием повторного брака стало подписание брачного контракта, предусматривающего полный отказ от интимных отношений между супругами. В личной жизни так и остался треугольник Диего Ривера, жена и любовницы.

У этой супружеской пары не было детей, 2 беременности Фриды закончились выкидышами. В 1954 году Ривера стал вдовцом, позже появлялись предположения о том, что он помог супруге уйти из жизни, но это не более чем слухи. До последних дней супругов объединяли коммунистические идеи и общение с видными русскими политическими деятелями.

Художник в политике

С начала 30-х годов Диего Ривера становится безоговорочным лидером среди мексиканских монументалистов. Он, безусловно, один из самых известных и противоречивых художников, чьи политические симпатии к коммунизму, неотразимые монументальные фрески, бурная творческая деятельность и социальная жизнь создавали облик гения. Отец-основатель нового направления в искусстве ХХ века все сильнее привлекал внимание мировой общественности.

Дебют монументалиста в Америке состоится в 1930 году в городе Сан-Франциско, а уже в декабре 1931 года с потрясающим ажиотажем пройдет его персональная выставка. За всю историю музея это была вторая экспозиция одного и того же автора. Первым такой чести удостоился Анри Матисс. После завершения выставки художник отправляется в Детройт, куда его лично пригласил Здесь, в самом центре индустриальной мысли Америки художник Диего Ривера получает заказ на выполнение фрески для Института искусств на тематику «Индустрия Детройта». Генри Форд имел репутацию непреклонного антикоммуниста. В период с 1929 по 1930 года на заводах Форда остались безработными несколько тысяч забастовщиков. Любопытно, что, несмотря на это, Диего Ривера, позиционировавший себя, как борец за права пролетарита, принимает заказ и оплату у промышленного магната.

Часть фрески с сюжетной композицией «Вакцинация» показалась отсылкой к иконографии Рождества Христова, чем и спровоцировала бурю негодования и протеста в прессе и церковных кругах против мурали. Громкий резонанс в обществе стал неотъемлемой составляющей фрески, а затем принес Детройту громкую славу.

Человек на перепутье

Политические взгляды художника отражались в его творчестве и порой вызывали бурные конфликты с заказчиками. Фреска «Человек на перепутье, смотрящий с надеждой на выбор нового и лучшего будущего» стала поводом для одного из таких случаев. Работа над ней началась в марте 1933 года. Прения случились уже на этапе выбора палитры, а в итоге мураль стала цветной по настоянию автора. Она состояла из трех частей. В центре изображен человек - повелитель стихий. По мере работы фреска стала все более сложной и в итоге представляла собой два мира, противопоставленных друг другу. С одной стороны прелести социализма, а с другой — ужасы капитализма. Среди персонажей даже появляется некто, очень похожий на Ленина. Фреска должна была быть представлена общественности на открытии здания 1 мая 1933 года. Но все разраставшийся скандал не дал этому случиться и несмотря на то, что семья Рокфеллеров рассматривала вариант сохранения мурали вне здания, было принято решение о ее уничтожении. Это было крупнейшее поражение Риверы в творчестве и политике.

Влияние на мировое искусство

«Диего внушает мне беспокойство. Он отказался от славы, предпочитая заниматься тем, что он делает теперь», — так отзывался о своем близком друге Альфонсо Рейес. Переход к кубизму знаменателен для Диего Ривера. Картины «Поклонение Богоматери» и "Девушка с фруктами" отражают движение автора в этом направлении. Особенностью последних работ стало деформированное понимание пространства, хотя и далекое от кубизма. Во всех работах художник делал акцент на движении и насыщенности пейзажа.

Значительное влияние на становление Диего Риверы оказали классические европейские стили в живописи. Именно стенные росписи периода XIV - XVI веков дали немало пищи для размышлений и способствовали успеху фресок Диего. Начиная с 1940 годов, он достиг немалых успехов во фресковой живописи, благодаря чему был приглашен для работы на Всемирной выставке в Сан-Франциско, а позже привлечен правительством для росписи Национального дворца в Мехико.

Завершение пути

Диего Ривера скончался 24 ноября 1957 в Мехико и был похоронен в Ротонде прославленных творцов. Он был противоречив во всем. С готовностью выполнял заказы капиталистов, прославляя социализм, придерживаясь коммунистических взглядов. Любил женщин, но разрушал их судьбы и жизни с той же страстью, с которой рисовал их портреты. Диего Ривера, стиль которого ни до него ни после, не смог повторить никто из живописцев, оставил после себя столько тайн и загадок, что и нескольких веков не хватит, чтобы их разгадать.

Уйдя из жизни в возрасте 70 лет, он немногим пережил свою любимую супругу - Фриду и оставил бесценное наследие в культуре, истории, политике и сердцах тех, кто любил его.

Когда в России свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, в Мексике уже семь лет шла революционная борьба. Вооруженные крестьяне выступили против диктатуры богачей и священников, помещиков, захвативших плодородные земли, против засилья иностранных капиталистов. Война была необычайно упорной и жестокой. Реакционная военщина злобствовала, американские войска дважды вторгались на территорию Мексики. Буржуазия изменнически поворачивала оружие против крестьянских отрядов, которыми руководили народные вожди Франсиско Вилья и Эмилиано Сапата. Восставшие проявляли героизм и одерживали замечательные победы.

Д. Ривера. «Сбор сахарного тростника». Фрагмент росписи
во дворце Эрнан Кортеса в Куэрнаваке. 1929–1930.

В феврале 1917 года была принята конституция. Часть помещичьей земли передали крестьянам. Впереди предстояли десятилетия сложной и трудной борьбы, но мексиканская революция 1910–1917 годов стала важной политической школой для трудящихся: вскоре в Мексике возникла коммунистическая партия, с которой связана деятельность крупнейших художников страны.

В 1920–х годах события мексиканской революции отозвались необычайно мощным подъемом искусства. Очень скоро лидеры нового искусства Мексики получили мировую славу и выдвинулись в число представителей прогрессивной культуры XX века. Это были Хосе Клементе Ороско, Давид Альфаро Сикейрос и Диего Ривера. Первый из них, Ороско, выполнил акварели «Мексика в революции» (1913– 1917), где запечатлел кровавые расправы реакционеров с революционными крестьянами. Сикейрос был офицером и активным участником революционного движения. В 1921 году он выступил с манифестом, провозглашавшим связь искусства и революции. Стать во главе нового движения было естественным для обоих художников.

Иначе складывалась поначалу судьба Диего Риверы. Он родился в живописном городе Гуанахуато, расположенном в горах. Мальчик из зажиточной семьи, Диего с детства наблюдал обычаи мексиканских горнопромышленных районов, знал замечательный фольклор страны, отлично разбирался в старинных ремеслах. Он прошел неплохую школу, учился в Мехико в Академии Сан-Карлос. Среди его учителей был прекрасный мастер пейзажа, один из создателей национального искусства, Хосе Мария Веласко. Молодой художник продолжил образование в Париже. До 1921 года он жил в Европе – большей частью в Париже, но также в Англии, Италии, Испании, возвращался в охваченную войной Мексику и вновь уезжал во Францию. Он блестяще пишет натюрморты, смелые и свежие по цвету, прекрасно рисует, и его работы имеют успех. Казалось бы, будущая карьера молодой звезды «парижской школы» полностью обеспечена. Однако в судьбе талантливого художника происходит поворот, на первый взгляд неожиданный, но естественный для отзывчивого, чуткого к современным революционным событиям мексиканца.


Д. Ривера. «Ночь бедняков». Фрагмент
росписи 3–го этажа Министерства
посвещения в Мехико. 1926–1929.

Ривера в 1921 году вернулся на родину, и происходящее там захватывает его полностью. Только что принятая прогрессивная конституция, талантливые, инициативные люди в руководстве, увлекательные начинания в области культуры и народного просвещения воодушевляют творческую молодежь. В Мексике открываются школы и библиотеки, в далекие деревни едут энтузиасты учить детей, художники также стремятся служить просвещению народа. Создается искусство, понятное и близкое простым людям, которое несет идеи социального освобождения и необходимые знания, его естественным местом представлялись стены общественных зданий.

Монументальная живопись виделась своеобразным учебником жизни, агитатором и пропагандистом, она нуждалась в языке, доступном каждому неграмотному бедняку. Диего Ривера изучал в Италии живопись Возрождения, он знал великую силу воздействия этого искусства и был готов использовать ренессансные приемы для просветительских и воспитательных целей. Но художнику и его друзьям было ясно и другое – мексиканские крестьяне, больше знакомые с ружьем и длинным ножом-мачете, чем с книгой и тетрадью, легче воспримут художественные образы в близкой их пониманию мексиканской традиции, чем в европейской. Поэтому национальные мастера стенных росписей изучают и перерабатывают приемы древнего мексиканского искусства. Часто можно прочесть, что Ривера и его друзья использовали мотивы и композицию древних фресок Мексики. Но такие росписи были открыты в джунглях на юге страны лишь двадцать лет спустя. Живописцы 1920–х годов замечательно угадали их стиль, хотя знали в основном живопись на керамике, рисунки и рельефы, да еще работы современных» народных мастеров-индейцев, расписывавших стены домов и кабачков-«пулькерий».

Переплетение ренессансных и мексиканских черт стало особенностью монументальной живописи Риверы: от итальянских традиций шли обобщенность форм, типизированные символические образы, общий гуманистический строй фресок, тогда как мексиканские истоки подсказывали обстоятельность, подробность рассказа о событиях, выразительные детали и условные, но знакомые каждому мексиканцу с детства обозначения природных стихий, отсюда же происходили приемы орнаментальной, плоскостной проработки поверхности стены.


Д. Ривера. «Сельская школа». Роспись во Дворе Труда
Министерства прсвещения в Мехико. 1923–1929.

Но была еще одна традиция, наиболее близкая художнику, – это политическая графика революции. Одним из учителей Риверы был замечательный мексиканский график Хосе Гуадалупе Посада. Он сотрудничал во многих газетах и сделал свыше 15 тысяч злободневных гравюр на дереве – карикатур, шаржей, бытовых сценок, политических аллегорий. Художник учил Риверу создавать искусство, связанное с жизнью. Это были уроки не только мастерства, но и политической, социальной актуальности, острой, выразительной, понятной зрителям манеры повествования. Все это подготовило Риверу к роли одного из лидеров новой школы монументальной живописи.

В 1922 году по инициативе Сикейроса в Мексике возникает художественное объединение, назвавшее себя «Революционным синдикатом (то есть профсоюзом) работников техники и искусства». В том же году его руководители Ривера, Ороско и Сикейрос были приглашены вместе с другими художниками расписывать старинное здание Национальной подготовительной школы в Мехико. Там, в так называемом амфитеатре Боливара, были выполнены в 1922–1923 годах первые росписи Риверы. И техника их исполнения (энкаустика – живопись красками, приготовленными с горячим воском), и сложные аллегорические композиции оказались слишком громоздкими, недостаточно эффективными. В росписях сельскохозяйственной школы в Чапинго (1926–1927) Ривера выполнил замысловатые композиции с множеством обнаженных фигур. Но в главной работе двадцатых годов – росписях министерства просвещения в Мехико – художник решительно перешел к технике фрески, мощным, обобщенным реалистическим образам. В первые два года он расписывал внутренний двор министерства, где в открытых галереях представлен ряд величественных трудовых сцен.

Освобождаясь от надуманных аллегорий и второстепенных деталей, художник создал лаконичные и суровые по духу композиции во «Дворе Труда», как он стал называться по фрескам Риверы. Потрясает сцена «Спуск в шахту», где по двум спиральным лестницам, под тяжелыми сводами, спускаются с лопатами, кирками и досками согнутые фигуры шахтеров, исчезающие в черном проеме входа. Могучий ритм движущихся фигур производит впечатление огромной силы, напряжения, тяжести подневольного труда. Не менее впечатляет сцена «Сахарный завод», разделенная на три яруса: вверху плотная группа из трех рабочих разделывает связки сахарного тростника, четверо размешивают шестами густой сироп, внизу пять рабочих заполняют формы жидкой массой. Сцена отличается цельностью, единством ритма.


Д. Ривера. «Сахарный завод». Роспись во Дворе Труда
Министерства прсвещения в Мехико. 1923–1924.

В 1925 году Ривера расписал новый двор, названный «Двором празднеств», поскольку сюжетом для него стали шумные народные праздники, изобилующие яркими красками, увлекательными подробностями. Под влиянием древнего искусства Мексики изображение приобрело характер развернутого красочного ковра. Завершили работу Риверы в министерстве просвещения фрески третьего этажа (1926–1929) на темы двух революционных песен, так называемых «корридос». Сцены заключены в тесные арки и украшены развевающимися лентами, на которых начертаны песенные тексты. Сюжеты фресок разнообразны, здесь можно найти гротескные образы буржуа и буржуазной интеллигенции, карикатуры, политическую графику и лирические сцены народной жизни. Знаменитой стала фреска «Ночь бедняков», нижнюю часть которой заполняют плотные, объемные фигуры спящих после трудового дня крестьян, женщин, детей. С большой любовью рисует художник неловкие позы уставших людей, погруженных в недолгий, чуткий сон.

Росписи министерства просвещения завершались, когда мексиканская реакция начала наступление на демократические завоевания революции. Пришедший в 1924 году к власти президент Кальес поставил задачей уничтожить созданные фрески и воспрепятствовать появлению новых. Художники, связанные с коммунистической партией и Революционным синдикатом, подверглись гонениям. Часть росписей варварски уничтожила банда реакционной молодежи, синдикат был распущен. Начался период длительной борьбы за сохранение традиций революционной монументальной живописи.

В 1927–1928 годах Диего Ривера приехал в СССР. Здесь он нашел единомышленников и союзников, стал одним из основателей объединения «Октябрь», где сотрудничал с художниками Дейнекой, Моором, архитекторами братьями Весниными, кинорежиссером Эйзенштейном. Соприкосновение с советской культурой дало Ривере новые творческие импульсы.

Возвратившись в Мексику, он взялся за свою крупнейшую работу – росписи Национального дворца в Мехико, начатые в 1929 году и оконченные уже в 1950–х. годах. Были выполнены фрески, представляющие многовековую историю Мексики. Это как бы грандиозная эпопея, многоголосая оратория, в которой переплетаются судьбы давно исчезнувших и ныне живущих народов. Реальность и фантазия, археологические и этнографические детали, народные сказки, люди и божества сплетаются в единое целое. Европейские и мексиканские элементы искусства Риверы образуют здесь прочный сплав.


Д. Ривера. Фрагмент росписи в Институте изящных искусств
в Детройте (США). 1932–1933.

Одновременно в 1929–1930 годах он расписывает другое знаменитое здание колониального периода, построенное в XVI веке, – дворец завоевателя Мексики Эрнана Кортеса в древнем индейском городе Куэрнаваке. Эти росписи просты, гармоничны и строги. Повествуя о драматичных эпизодах истории своей родины, кровавом порабощении мексиканских народов, художник избегает преувеличений. У мастеров итальянского и нидерландского Возрождения Ривера находит выразительные ритмы, гибкие, упругие линии, мощные объемы, и это помогает ему создать впечатляющие исторические сцены: клеймения рабов, сбора сахарного тростника, обращения индейцев в христианство.

Ривера получает международную известность, его приглашают в США, где в 1932–1933 годах он расписал стены Института изящных искусств в центре американской автомобильной промышленности Детройте. Здесь формируется новый стиль художника – сложнейшее переплетение сцен, деталей, символов, – превращающий фреску в загадочную картину. Другие выполненные в США работы приобрели характер политических памфлетов. Росписи Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке были уничтожены заказчиками, поскольку Ривера избрал их темой единение рабочих в борьбе с империализмом, а в центре изобразил В. И. Ленина.

Когда художник возвратился в Мексику в 1934 году, наступил новый этап в развитии национальной монументальной живописи. Большая группа талантливых архитекторов начала воздвигать общественные здания, в интерьерах и на фасадах которых много места отводилось живописи и рельефам. Гигантские росписи теперь покрывают наружные стены, придавая новый облик кварталам и архитектурным комплексам, таким, как Университетский городок и Олимпийский стадион.

Ривера стал одним из активных участников нового строительства. Он создает фрески в отелях, больницах и все больше начинает использовать мозаику, рельеф, синтетические материалы. Художник выступает как крупный мастер оформления грандиозных плоскостей, величественных архитектурных ансамблей, своего рода дирижер коллективных работ.


Д. Ривера. «Спуск в шахту» Роспись во Дворе Труда
Министерства просвещения в Мехико. 1923–1924.

Знаменитая монументальная работа Риверы – оформление построенного в 1951–1953 годах Олимпийского стадиона в(Мехико. Здесь мастер использовал рельеф из синтетических материалов на бетонной основе. Его поверхность была покрыта мозаикой из естественных камней. Тогда же художник создал другое крупнейшее произведение – украшение водораспределительной камеры реки Лерма. Центральный мотив – скульптурная голова древнемексиканского бога воды Тлалока, выложенная мозаикой. В этих работах Ривера постоянно обращается к декоративным мотивам и орнаментам, красочной гамме и пластическому языку древней Мексики, крупнейшим знатоком которой он был. Грандиозные размеры рельефных фигур, скульптурная обработка объемов связаны с древней национальной традицией. Не случайно Ривера выступает в этот период как архитектор. Совместно с известным мексиканским зодчим и художником Хуаном О’Горманом они строят в 1945–1964 годах музей – пирамиду Анаукальи наподобие древних пирамид. В этом оригинальном здании размещает собранные им богатые коллекции искусства древней Мексики.

Большие монументальные работы Риверы последних лет жизни носят по преимуществу декоративный характер, но это не значит, что политическое звучание его творчества идет на убыль. В картинах, рисунках, литографиях, стиль которых несет печать монументального строя главных работ Риверы, а также в интерьерных росписях художник откликается на актуальные политические события. Он не перестает ощущать себя пропагандистом и агитатором в искусстве. Деятельность художника все теснее связывается с коммунистической партией, членом Центрального Комитета которой он был. Диего Ривера известен как активный борец за мир, недаром ему была присуждена Международная премия мира. Он являлся также председателем Общества мексикано-советской дружбы. В 1955–1956 годах Ривера во второй раз посетил Советский Союз. Он выполнил цикл рисунков и картин, посвященных нашей стране, но эта работа осталась незавершенной. В 1957 году Диего Ривера умер в Мехико.

Искусство великого мастера, как и его политическая деятельность, не лишены противоречий и ошибок, но в своем творчестве он поднимался до величественного и правдивого отражения жизни в острых конфликтах и классовых столкновениях. Художник выразил драматические события мексиканской истории в столь ярких и монументальных образах, что его имя стоит в ряду крупнейших деятелей культуры нашего столетия.